16 сентября Восточный Курдистан и Иран охватили массовые антиправительственные протесты. Население заполонило улицы городов – люди выражали свой гнев после убийства молодой курдянки Жины Махсы Амини. За это время правоохранительные органы задержали около 19 тысяч демонстрантов. Сотни граждан остаются под арестом. Местонахождение множества людей до сих пор неизвестно.
Правящий страной режим использует смертную казнь как средство подавления и запугивания протестующих. На сегодняшний день к этой мере наказания были приговорены более 30 человек. Мохсен Шекари и Маджид Реза Рахнаварди уже казнены.
Приговоренным к смерти вменяют такие преступления, как «убийства сотрудников государственных сил, вражда против Бога, распространение коррупции, вооруженное восстание против государства и оскорбление пророка».
Угроза смертной казни для 26 человек
Согласно данным Amnesty International, в ближайшее время могут быть казнены 26 человек, арестованных во время протестов.
Угроза нависла над жизнями Ферзада и Ферхада Тахазаде, Карвана Сахи Перване, Резы Ислама Досты, Хеджара Хамида и Шахрама Мехруда Мелы.
По информации, поступившей в распоряжение правозащитников, смертный приговор был вынесен этим шести курдским заключенным, когда они даже не присутствовали в зале суда. Остается неизвестным, куда их перевели из тюрьмы в Урмии, и в их ситуации это вызывает особые опасения.
Среди приговоренных к смерти – три рэп-исполнителя, Саман Ясин, Томадж Салихи и Бахрам Али Кенди.
Ясин, молодой музыкант из Керманшаха, обвиняется в «ведении войны против Бога и распространении коррупции на земле».
Некоторых участников протестов, которые начались на 40-й дня траура по Хадис Наджафи, убитой в Кередже, также приговорили к смертной казни. Хамид Карахасанлы, Мухаммед Мехди Карами, Саид Мухаммед Хасани, Хусейн Мухаммед и Реза Ария, которые были задержаны после демонстраций, столкнулись с обвинениями в «убийстве Рулахи Эджема, члена военизированных сил «Басидж», находившегося среди протестующих, будучи в гражданской одежде».
Три приговора к высшей мере для женщин
Наряду с мужчинами к смертной казни приговорены три женщины – Меша Мухаммед, Фехиме Карим и Фарзане Карахасанлы.
Меша обвиняется в оскорблении пророка. Фехиме была арестована в Пакистане, она тренер по волейболу. Хамид Карахасанлы и его жена Фарзане – медицинские работники. Семейную пару обвинили в содействии убийству бойца «Басидж» в Кередже, который присутствовал среди демонстрантов переодетым.
Двум иранским активистам, Милану Армуну и Несту Никкса, тоже грозит смертная казнь. Им вменяют убийство члена «Басидж» в районе Икбатан.
К смертной казни приговорены 3 футболиста
Три футболиста, Амир Наср Азадани, Саид Якуб и Салих Мир Хаим, получили приговор к высшей мере наказания за причастность к убийству полицейского и ещё двух человек в Исфахане.
Имена приговоренных к смерти следующие: Саханд Нурмихем Заде, Махан Седарет Мерн, Менучер Мехман Наваз, Мухаммед Берхун, Мухаммед Кубадлу, Абульфазл Мехри Хусейн Хаджи, Мухсин Разаззадеи Караклу, Саид Ширази и Акбар Хафари.
Что может повлечь за собой смертную казнь в Иране?
Статьи «ведение войны против Бога» и «распространение коррупции на земле» были приняты в судебной системе Ирана в 1982 году. Позже, в 1990 году, они вошли Исламский уголовный кодекс, получив статус тяжких преступлений.
Другие тяжкие преступления, которые караются высшей мерой наказания в рамках иранского права, включают «использование оружия для запугивания населения, вооруженное восстание против государства, планирование свержения государственной власти и вооруженный грабеж». Лица, совершившие эти преступления, подлежат смертной казни, ампутации конечностей или депортации. Вид наказания назначается по усмотрению судьи.
Согласно статье 286 Уголовного кодекса Ирана, принятого в 2011 году, преступления, связанные с «распространением коррупции на земле», рассматриваются в рамках «преступных деяний, которые угрожают общественной безопасности в стране, наносят вред людям, государственной и частной собственности».
Преступления против внутренней и внешней безопасности государства, дача взятки, вмешательство и вред экономической системе страны, поджог, распространение ядовитых и опасных веществ и продажа оружия – примеры преступлений, которые классифицируются, как «распространение коррупции».
Вооруженное восстание против властей также считается тяжким преступлением. Фактически, власти Ирана утверждают, что активисты, взявшие в руки оружие и вышедшие на улицы городов своей страны, должны умереть, а те, кто не использовали оружие, должны оказаться в тюрьмах.
Согласно статье 262 Уголовного кодекса Ирана, если обвиняемый оскорбил пророка ислама или других пророков, он приговаривается к смертной казни. Однако если человек был пьян или смысл его слов не может быть четко определен, в такой ситуации смертный приговор не выносится.