Иранские и турецкие силы безопасности неоднократно выдворяли афганцев, пытавшихся пересечь границы этих государств в поисках безопасного убежища, в том числе, нарушая всяческие законы, открывали огонь по мужчинам, женщинам и детям, – заявила сегодня Amnesty International. В новом докладе «Они не относятся к нам как к людям» организация также приводит многочисленные примеры – в основном на иранской границе – когда силы безопасности вели непосредственный обстрел по тем, кто пытался перелезть через пограничные заграждения или пролезть под ними. Афганцев, которым удается попасть в Иран или Турцию, регулярно произвольно задерживают, подвергают пыткам и другому жестокому обращению, а затем незаконно и принудительно возвращают обратно.
Исследователи Amnesty International посетили Афганистан в марте 2022 года и провели опросы в городах Герат и приграничном Ислам-Кала. Они провели беседы с 74 афганцами, выдворенными из Ирана и Турции. 48 из них сообщили, что попали под обстрел при попытке пересечь границу. Никто из опрошенных представителями Amnesty International, не смог зарегистрировать прошение о предоставлении убежища ни в одной из стран, и большинство из них были возвращены в Афганистан в нарушение международного права.
«Спустя год после прекращения эвакуации из Афганистана по воздуху многие из тех, кто остался в стране, рискуют жизнью, чтобы ее покинуть. Афганцы, которые за последний год в поисках безопасности добрались до иранской и турецкой границ, вместо получения безопасного убежища были принудительно выдворены под оружейным огнем. Мы задокументировали то, как иранские силы безопасности с августа прошлого года в нарушение закона убили и ранили десятки афганцев, в том числе неоднократно стреляя по набитым людьми машинам. Турецкие пограничники также незаконно применяли против афганцев боевые патроны, стреляя в воздух, чтобы отогнать людей, а в некоторых случаях даже стреляя в них», – сказала Мари Форестье, исследователь по правам беженцев и мигрантов Amnesty International.
«Опасности не заканчиваются на границах. Многие афганцы, с которыми мы говорили, подверглись в Турции и Иране незаконному заключению, пыткам и другому жестокому обращению, прежде чем были незаконно выдворены из этих стран. Мы призываем власти Турции и Ирана немедленно прекратить все выдворения и депортации афганцев, положить конец пыткам и другим видам жестокого обращения, а также обеспечить безопасный проход и доступ к процедурам предоставления убежища всем афганцам, ищущим защиты. Силы безопасности должны немедленно прекратить незаконное применение против афганцев на границах огнестрельного оружия, а виновные в нарушениях прав человека, включая незаконные убийства и пытки, должны быть привлечены к ответственности».
Amnesty International также призывает международное сообщество оказать финансовую и материальную поддержку странам, принимающим большое количество афганцев, включая Иран и Турцию. Они должны гарантировать, что это финансирование не будет способствовать нарушениям прав человека – это крайне важно, поскольку Европейский Союз уже выделил средства на строительство новой пограничной стены в Турции, а также нескольких «центров перемещения», где Amnesty International задокументировала содержание афганцев под стражей. Другие страны также должны изыскать новые возможности по приему афганцев, нуждающихся в международной защите.
Долгое и опасное путешествие
Сотни тысяч афганцев покинули свою страну после прихода к власти талибов в августе 2021 года. Соседние с Афганистаном страны закрыли свои границы для жителей Афганистана, не обладающих проездными документами, в результате чего у многих людей не осталось иного выбора, кроме как путешествовать нелегально. Это означает въезд в Иран через неофициальные пограничные переходы – например, проползая под забором возле официального перехода в афганской провинции Герат или перелезая через стену высотой два метра в провинции Нимроз.
Те, кого иранские пограничники не задерживают сразу, отправляются дальше в различные города Ирана или к турецкой границе, расположенной почти в 2000 км на северо-западе Ирана. На афгано-иранской и турецко-иранской границах афганцы подвергаются насильственному и незаконному выдворению – из Ирана обратно в Афганистан или из Турции в Иран.
Исследователи Amnesty International побывали в Афганистане и Турции в марте и мае 2022 года. Они опросили врачей, сотрудников НПО и афганских чиновников, а также 74 афганцев, которые пытались пересечь границу с Турцией или Ираном. Кто-то из беженцев предпринимал несколько попыток бежать в другую страну, кто-то путешествовал в группах; основываясь на их рассказах, Amnesty International зафиксировала в общей сложности 255 случаев незаконного возвращения в период с марта 2021 года по май 2022 года.
Убиты при попытке попасть в Иран
Amnesty International опросила родственников шести взрослых мужчин и одного 16-летнего мальчика, которые были убиты иранскими силами безопасности при попытке пересечь границу Ирана в период с апреля 2021 года по январь 2022 года.
В общей сложности организация зафиксировала 11 убийств, совершенных иранскими силами безопасности, хотя истинное число погибших, скорее всего, значительно выше. Отсутствие всеобъемлющих процедур отчетности означает, что существует мало общедоступных статистических данных, однако гуманитарные работники и афганские врачи сообщили организации, что только в период с августа по декабрь 2021 года они зафиксировали по меньшей мере 59 смертей и 31 ранение.
Мужчина по имени Гулам рассказал, как его 19-летний племянник был застрелен в августе 2021 года:
«Он подошел к пограничной стене, взобрался на нее и заглянул поверх нее. Они выстрелили ему в голову, в левый висок. Он упал на землю на афганской стороне границы».
Некоторые из задокументированных случаев стрельбы произошли на иранской территории. 35-летняя Сакина рассказала Amnesty International, как ее 16-летний сын был застрелен, когда они шли от иранской границы:
«Я слышал, как мой сын кричал, звал меня. Он был ранен двумя пулями в грудь. Я не знаю, что произошло после того, как я потеряла сознание [...] Когда я пришла в себя, я была уже в Афганистане. Я увидела, что мой сын мертв. Я находилась в такси рядом с его телом».
Стрельба турецких сил безопасности
Amnesty International опросила 35 человек, пытавшихся пересечь границу с Турцией, 23 из них также сообщили, что попали под обстрел. Исследователи опросили афганца, который рассказал, что стал свидетелем убийства турецкими силами безопасности трех мальчиков-подростков. Другие свидетели рассказали о ранении турецкими силами безопасности шести мужчин и трех мальчиков. Также Amnesty International опросила двух мужчин, получивших огнестрельные ранения на турецкой границе.
Араф, бывший сотрудник афганской разведки, который бежал после угроз расправы со стороны талибов, рассказал, что был свидетелем ранения сотрудниками турецких сил безопасности двух маленьких детей:
«Они стреляли прямо в нас, не в воздух (...) Я видел женщину и двух детей, которые были ранены. Двухлетний ребенок был ранен в область почек, а шестилетнему ребенку прострелили руку. Мне было очень страшно».
Ни один из убитых или раненых не представлял непосредственной угрозы для сил безопасности или других лиц, не говоря уже об угрозе смерти или серьезных ранений, поэтому применение огнестрельного оружия было бы незаконным и самовольным. В некоторых случаях иранские силы безопасности использовали огнестрельное оружие, демонстрируя намерение убить, например, стреляя прямо в людей с близкого расстояния.
«Любые убийства, совершенные в результате преднамеренного и незаконного применения огнестрельного оружия представителями государства должны расследоваться как возможные внесудебные казни», – сказала Мари Форестье.
В Иране царит кризис системной безнаказанности из-за широко распространенных случаев пыток, внесудебных казней и других незаконных убийств. Поэтому Amnesty International повторяет свой призыв к Совету ООН по правам человека создать независимый механизм расследования и подотчетности для сбора и анализа доказательств наиболее серьезных преступлений по международному праву, совершенных в Иране, в том числе против афганцев в контексте выдворения беженцев из страны, чтобы обеспечить возможность будущего судебного преследования.
Задержанные и подвергнутые пыткам
Почти все респонденты, которые были перехвачены на территории Ирана или Турции и не были немедленно выдворены обратно, подверглись незаконным задержаниям. Время содержания под стражей варьировалось от одного-двух дней до двух с половиной месяцев. Двадцать три человека описали обращение, которому подверглись, будучи под стражей в Иране, как то, которое можно приравнять к пыткам или другому жестокому обращению. Равно как и 21 человек, задержанный в Турции.
Мужчина по имени Хамид рассказал, как при задержании турецкие силы безопасности избили его и его друга:
«Один из полицейских избил моего друга прикладом своего пистолета, затем полицейский сел на моего друга будто на стул. Он сидел и прикуривал сигарету. Затем он также ударил меня своим пистолетом по ногам».
Несколько человек, опрошенных Amnesty International, были задержаны в Иране после получения огнестрельных ранений.
Амир был ранен в голову пулей, выпущенной турецкими силами безопасности. После того как Амира вывезли обратно в Иран, он был задержан иранскими силами безопасности, которые избивали его по голове:
«Они били меня прямо по ране, и она снова начинала кровоточить... Как-то я сказал им: «Пожалуйста, не бейте меня по голове», и охранник в изоляторе спросил: «Куда?» Когда я показал ему, он начал бить меня по тому месту», – сказал Амир.
Одиннадцать афганцев, незаконно возвращенных турецкими властями, содержались в Турции в одном из шести центров высылки, строительство которых частично финансировал ЕС.
«Европейская комиссия должна обеспечить, чтобы финансирование Турции, связанное с миграцией и предоставлением убежища, не способствовало нарушениям прав человека. Если ЕС продолжит финансировать центры содержания под стражей, где афганцев держат в заключении до момента их незаконного выдворения, он рискует стать соучастником этих ужасающих нарушений», – сказала Мари Форестье.
Отказано в международной защите
Ни один из опрошенных Amnesty International афганцев не смог зарегистрировать ходатайство о международной защите ни в Иране, ни в Турции. По словам опрошенных, они пытались сообщить властям, что в случае возвращения в Афганистан им будет угрожать серьезная опасность подвергнуться нарушениям прав человека, но их опасения были отвергнуты.
Иранские силы безопасности подвозили задержанных к афганской границе на автобусах, а турецкие силы безопасности обычно переправляли их обратно в Иран через нерегулируемые переходы. Десять из тех, кого депортировали из Турции, были отправлены обратно в Афганистан самолетом. Турция возобновила чартерные рейсы в Афганистан в конце января 2022 года. В конце апреля турецкое миграционное ведомство объявило на своем сайте, что чартерными рейсами уже возвращено 6805 афганских граждан.
Все опрошенные, которые были выдворены из стран, куда стремились попасть, заявили, что турецкие и иранские власти принуждали их уехать. Amnesty International рассказывали, как задержанные рыдали и падали в обморок, когда узнавали, что их возвращают в Афганистан, и как один мужчина пытался покончить с собой, выпрыгнув из окна.
Восемь человек, задержанных и затем депортированных чартерными рейсами из Турции, рассказали, что турецкие власти оказывали на них давление, заставляя подписать документы о том, что они уезжают добровольно. Один из опрошенных заявил:
«Я сказал сотрудникам службы безопасности, что в Афганистане мне угрожает опасность. Им было все равно. Они избили меня, толкнули к стене. Я упал на землю. Двое мужчин держали меня за ноги, а один сел мне на грудь. Двое других положили мои пальцы на бумагу».
«Международно-правовой принцип невыдворения запрещает государствам возвращать кого-либо на территорию, где ему грозит преследование и другие серьезные нарушения прав человека. Мы призываем турецкие и иранские власти соблюдать это обязательство и прекратить заставлять людей возвращаться в Афганистан, где им грозит опасность», – сказала Мари Форестье.
«Международное сообщество также должно организовать безопасный проезд и эвакуацию для афганцев, которые находятся в опасности, и принять скоординированные меры, чтобы разделить ответственность за прием афганских беженцев».