ИГИЛ реструктурируется под названием «Мектеб-и Фуркан»
Согласно обвинительному заключению, подготовленному Главной прокуратурой Диярбакыра, ИГИЛ* проводит реорганизацию в ряде стран, в том числе и в Турции.
Согласно обвинительному заключению, подготовленному Главной прокуратурой Диярбакыра, ИГИЛ* проводит реорганизацию в ряде стран, в том числе и в Турции.
Указывается, что в Грузии проводилась вооруженная подготовка, а из Турции наблюдался приток джихадистов в Западную Африку.
Группировка ИГИЛ, скрывшаяся в пустыне после потери последнего куска территории в Сирии в 2019 году, начала процесс реструктуризации, чтобы закрепиться в девяти странах мира, включая Турцию. Помимо Турции, в число стран, где действует новая организация под названием «Мектеб-и Фуркан», входят Грузия, Азербайджан, Россия, Украина, Чечня, Мали, Уганда и Судан.
ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ДИЯРБАКЫРА: ВООРУЖЕННАЯ ПОДГОТОВКА В ГРУЗИИ
Согласно информации, содержащейся в подготовленном Главной прокуратурой Диярбакыра обвинительном заключении по новой структуре ИГИЛ*, в указанных странах ведется пропагандистская деятельность, финансирование, вооруженная и военная подготовка новых боевиков с целью вербовки новых членов в организацию. Выяснилось, что новобранцы из Турции, Азербайджана и Грузии проходили в последней «вооруженную и военную подготовку»...
ИГИЛ* ОТСТУПИЛА В СИРИЙСКУЮ ПУСТЫНЮ, НО АТАКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ ПРОДОЛЖАЮТСЯ
Боевики ИГИЛ* сохраняют часть своих укрытий в пустыне с 2019 года, когда Сирийские демократические силы (СДС) очистили от них Багуз – последний пункт, который они удерживали в Сирии. Несмотря на то что боевики находятся в пустыне, они продолжают совершать вылазки в Сирии, особенно страдает от них север и северо-восток.
Разумеется, основную роль в этих атаках играют бывшие боевики, все еще скрывающиеся в Ракке и Идлибе. Тысячи местных и иностранных боевиков ИГИЛ* были уничтожены в Сирии и Ираке. Некоторые из них выжили. Тысячи боевиков ИГИЛ*, включая турецких граждан, смогли спрятаться в тюрьмах региона или в таких районах, как Идлиб и Ракка, а другие перебрались в соседние страны.
ЧЛЕН ИГИЛ НАХОДИТСЯ НА ЛЕЧЕНИИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ БОЛЬНИЦЕ В АНКАРЕ
Например, один из членов ИГИЛ*, с которым я беседовал в Анкаре во время подготовки этой серии статей, рассказал мне, что вернулся в Турцию из Сирии нелегально около трех лет назад. По словам этого боевика, вступив в организацию в 2013 году, он предпочел отправиться на передовую и воевать вместе с иностранными войсками, продолжая при этом проходить военную подготовку.
Свои действия он объясняет следующим образом: «Я вступил в ИГИЛ* для джихада. После прохождения военной подготовки меня направили в тыл. Я вступил в ИГИЛ*, чтобы умереть на пути джихада. Я не хотел оставаться в тылу. Я сбежал оттуда и начал воевать с российскими войсками в зонах конфликта».
В настоящее время он находится в Турции для прохождения лечения. Он потерял одну из конечностей, когда на поле боя в его руке разорвалась граната. После тяжелого ранения и потери конечности он долгое время находился на лечении в Ракке. Поскольку в регионе не было современных медицинских учреждений, после выздоровления он некоторое время занимался религиозным образованием. В этот период он пристрастился к наркотическим веществам.
ДЯДЯ ПРИВЕЗ ЕГО ИЗ СИРИИ, ОНИ ДОБИРАЛИСЬ ДО АНКАРЫ НА МАШИНЕ ИЗ АНТЕПА
По словам члена ИГИЛ*, в этот период он постоянно поддерживал связь со своей семьей через WhatsApp. При помощи гуманитарных организаций, действующих в регионе, его дядя пересек сирийскую границу и отправился к месту, где был найден его племянник. При поддержке различных групп в Идлибе дядя нелегально перевез его в Турцию через сирийскую границу. В Антепе они встретились с отцом этого боевика ИГИЛ* и на личном автомобиле отправились в Анкару.
Боевик террористической группировки продолжал жить обычной жизнью, поскольку ордера на обыск или дела о его членстве в этой организации не было. Однако, когда его зависимость от наркотиков усилилась и он стал применять физическое насилие к своим родственникам, семья позаботилась о том, чтобы он обратился за помощью в медицинское учреждение. В настоящее время он проходит лечение в государственной больнице по поводу замены утраченной конечности. Он продолжает употреблять наркотики и вещества, вызывающие зависимость. И он твердо намерен вернуться в Сирию после окончания лечения. Свою причину он объясняет так: «Хочу, чтобы моя смерть была в джихаде, на земле джихада»...
СЕТЬ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИГИЛ* НАХОДИЛАСЬ ПОД ПОСТОЯННЫМ НАБЛЮДЕНИЕМ
Боевики ИГИЛ*, убитые в ходе операций в Ираке и Сирии за последние годы, делятся на несколько групп. Все они были убиты по-разному и в разное время. Тысячи, как и тот член ИГИЛ*, с которым мы беседовали в Анкаре, вступили в организацию, чтобы умереть во имя «джихада». Те, кто был «увлечен» группировкой, добровольно шли на самые опасные задания, в том числе и на самоубийственные, и погибали в бою.
С другой стороны, члены террористической группировки погибали и по вине самой организации. Некоторые ее члены продали свое имущество, покинули страны, где проживали, вместе с семьями и отправились в Сирию, которая, по их мнению, должна была стать «утопическим исламским государством». Но когда они прибыли туда, у них не было ни контактов, ни денег, и они чувствовали себя в ловушке неопределенности. После того как Мосул и Ракка были очищены от ИГИЛ*, они нелегально пересекли сирийскую границу и попали в Турцию.
Цена, которую платили контрабандистам за нелегальный переход, составляла от 7 000 до 10 000 долларов США за человека. Даже если у них находились такие суммы денег, не было никакой гарантии, что контрабандист, который им помогал, не мог работать на внутреннюю службу безопасности группировки (Эмни). Даже при передаче денег контрабандисту, если он оказывался частью внутренней безопасности Исламского государства*, имелась высокая вероятность того, что член группировки и его семья будут убиты за бегство из зоны джихада.
БОЕВИКИ ИГИЛ, УБИТЫЕ В ТЮРЬМАХ
Еще одной группой внутри ИГИЛ* были те, кого считали опасными из-за их несогласия с лидерами организации. К ним относились очень радикальные мусульмане-такфиристы (мусульмане, обвиняющие в неверности тех, кто не верит так же, как они), которые обвинили ИГИЛ* в неверности (в отрицании существования и единства Бога), когда поняли, что «Исламское государство»* не является утопией, которую они себе представляли.
Противоречивые фигуры были намеренно вывезены с территорий, контролируемых ИГИЛ*, и высажены в районах, где они могли быть захвачены сирийской армией. Боевики ИГИЛ* были доставлены сирийской армией в тюрьмы на территории страны и позднее убиты уже находившимися там боевиками.
ПЕРЕХОД В ТУРЦИЮ
Некоторые боевики ИГИЛ* после потери власти в Сирии перешли границу с Турцией. Эти люди продолжают жить в Турции при поддержке салафитских джихадистских организаций.
НОВАЯ ИПОСТАСЬ ИГИЛ*: МЕКТЕБ-И̇ ФУРКАН
Учитывая, что ИГИЛ* представляет собой структуру, управляемую провинциями, после потери власти в Сирии и Ираке командование и контроль над провинциями были растянуты. В последнее время ИГИЛ* организовало новую структуру, связанную с «Вилайятом Дамаск», с целью получения базы, распространения джихадистской идеологии, вооруженной и военной подготовки и обеспечения финансирования.
ДАННЫЕ РАЗВЕДКИ И ДОПРОСОВ ПЛЕННЫХ БОЕВИКОВ...
В состав новой организации под названием «Мектеп-и Фуркан» помимо Турции входят Грузия, Азербайджан, Россия, Украина, Чечня, Мали, Уганда и Судан.
ОНИ ПРОХОДЯТ ВООРУЖЕННУЮ ПОДГОТОВКУ В ГРУЗИИ И ПРИЕЗЖАЮТ В ТУРЦИЮ
Согласно информации, содержащейся в обвинительном заключении, подготовленном Главной прокуратурой Диярбакыра против новой структуры ИГИЛ*, новая структура организации ведет пропагандистскую деятельность с целью получения базы, а ее члены проходят вооруженную и военную подготовку в Грузии. Эта информация основана на данных разведывательных подразделений.
В обвинительном заключении также приводятся показания местных и иностранных боевиков, захваченных в Анкаре, Диярбакыре, Батмане, Газиантепе и Ване после совместных операций, проведенных подразделениями безопасности и разведки.
ЛИЦО, ОТВЕТСТВЕННОЕ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ В ТУРЦИИ, – ШАХАП ВАРЫШ
Согласно обвинительному заключению, ответственным за организацию в Турции был Шахап Варыш, который скрывался в Идлибе. Он был доставлен в Турцию 10 мая в ходе операции, проведенной турецкими силами безопасности в Идлибе.
ЖУРНАЛ «МОРАЛЬ И СУННЫ» ПОДДЕРЖИВАЮТ И В ГРУЗИИ
Группа, собравшаяся вокруг журнала «Мораль и сунны» (Ahlak ve Sünnet Dergisi), базирующегося в Ялове и имеющего представительство в Грузии, также фигурирует в обвинительных материалах, согласно которым «даже если они не могут быть напрямую связаны с процессом реорганизации ИГИЛ*, они находятся в прямом контакте для получения базы и вооруженной подготовки» и «поддерживают деятельность организации через свои представительства в Грузии».
ТУРЦИЯ, АЗЕРБАЙДЖАН И ГРУЗИЯ ВЕДУТ СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ
Согласно информации, содержащейся в обвинительном заключении, силы безопасности Турции, Азербайджана и Грузии совместно отслеживают деятельность, связанную с реорганизацией ИГИЛ*. Во всех трех странах часто проводятся операции против этой организации.
КАК ОНИ ПРОВЕЗЛИ ОРУЖИЕ В ТУРЦИЮ?
Представленная Главным управлением безопасности информация о наличии и типах оружия, захваченного в ходе операций, вызывает много вопросов: Например, каким образом боевики ИГИЛ* провезли в Турцию это оружие, десятки единиц которого изымаются в ходе каждой операции?
ВЛАСТИ ТУРЦИИ ПРИНИМАЮТ РЕШЕНИЕ: НИКАКИХ МИТИНГОВ В ОТКРЫТЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ
По информации, полученной информационным порталом Artı Gerçek, после проведенных операций боевики ИГИЛ* изменили свои методы. Так, в соответствии с совместным решением турецких офицеров террористической группировки, боевики были предупреждены «не собираться в таких местах, как молельные залы, мечети и книжные магазины, которые были раскрыты, не действовать коллективно, не посещать культовые сооружения, куда перебежчики и сторонники ИГИЛ* приходят на пятничную молитву» и «вести идеологию джихада и вербовочную деятельность через публичные приложения социальных сетей».
ИГИЛ* ВНЕДРИЛ МЕТОД «ССЫЛОК» В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
О том, что ИГИЛ* ведет свою пропагандистскую деятельность через социальные сети, расширяя тем самым свою базу и обеспечивая финансирование, говорилось с момента его образования. В процессе реорганизации ИГИЛ* ввело требование о наличии одной или двух ссылок для тех, кто хочет присоединиться к используемым им приложениям социальных сетей и принять участие в группах. Соответственно, только в случае принятия рекомендаций обратившийся может стать членом сайта или канала социальной сети и участвовать в «чатах». После установления доверия в этих группах им также разрешается участвовать в таких мероприятиях, как «выезды на природу».
ПОТОК ДЖИХАДИСТОВ ИЗ ТУРЦИИ В ЗАПАДНУЮ АФРИКУ ПОД ВИДОМ ГУМАНИТАРНЫХ РАБОТНИКОВ
Еще одной проблемой, представляющей риск для международной безопасности, является активное использование боевиков, вернувшихся из рядов ИГИЛ*, для вербовки новобранцев и военной подготовки.
Согласно информации, полученной Artı Gerçek, джихадисты из Турции, некогда пребывавшие в рядах ИГИЛ*, отправляются в Уганду, Мали и Судан под видом «гуманитарного персонала» ассоциаций, имеющих органические связи с этой организацией. В качестве оправдания поездки в эти страны джихадисты называют «открытие колодцев, создание детских домов и оказание экономической поддержки так называемым детям-сиротам».
МЫ ОБРАТИЛИСЬ В ПОСОЛЬСТВО УГАНДЫ: ПОКИДАЮТ ЛИ СТРАНУ СОТРУДНИКИ ГУМАНИТАРНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ?
В процессе подготовки этой статьи журналисты Artı Gerçek побеседовали с дипломатом из посольства Уганды в Анкаре о «визовых требованиях», предъявляемых к въезжающим в страну, и узнали, что число турецких граждан, выехавших из Турции в Уганду по визам за последние полгода, приближается к 2 тыс. Тот же дипломат сообщил, что группам (названия которых мы, к сожалению, не можем привести), которые обращаются по таким причинам, как доставка помощи в их страну или открытие детских домов, выдаются визы на срок до трех лет. Дипломат также сказал, что ему неизвестно, вернулись ли турецкие граждане, приехавшие в Уганду по визам для оказания «гуманитарной помощи», в Турцию по истечении срока действия их виз.
СКОЛЬКО «ГУМАНИТАРНЫХ РАБОТНИКОВ» ИМЕЮТ ВИД НА ЖИТЕЛЬСТВО В УГАНДЕ?
Сотрудник Иммиграционного департамента Министерства внутренних дел Уганды заявил, что люди, приезжающие в страну по «многократным визам», въезжают и выезжают из страны неоднократно, а многие люди, приезжающие в качестве гуманитарных работников, впоследствии оформляют «разрешение на работу».
Чиновник заявил, что не может предоставить информацию о количестве граждан, приезжающих из Турции под именем «ассоциаций гуманитарной помощи» и остающихся в стране с «разрешениями на работу»; за ответом на этот вопрос он обратился в МВД и органы безопасности Уганды. «Ваши вопросы следует адресовать Министерству внутренних дел Уганды и подразделению безопасности, занимающемуся вопросами мигрантов, туристов и видов на жительство», – сказал чиновник.
Один из вопросов, требующих ответа на данный момент: возвращаются ли в Турцию люди, которые участвуют в группах в социальных сетях, связанных с ИГИЛ*, собирают ли они деньги с «одобрения губернатора» в социальных сетях под предлогом гуманитарной помощи, создания детских домов или открытия колодцев, и едут ли из Турции в Уганду под предлогом «гуманитарной помощи»?
Второй вопрос – какой деятельностью в действительности занимались невозвращенцы в Уганде.
* - террористическая организация, запрещенная в России