Греция сравнила Турцию с Северной Кореей
Глава Министерства иностранных дел Никос Дендиас заявил, что угрозы Турции о нанесении ракетных ударов по стране неприемлемы. Об этом он сказал перед советом ЕС по иностранным делам.
Глава Министерства иностранных дел Никос Дендиас заявил, что угрозы Турции о нанесении ракетных ударов по стране неприемлемы. Об этом он сказал перед советом ЕС по иностранным делам.
Министр иностранных дел Греции Никос Дендиас сравнил Турцию с Северной Кореей после того, как президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган предупредил, что турецкие ракеты могут ударить по Афинам. Это произошло в ходе дальнейшей эскалации словесной войны между союзниками по НАТО.
«Когда угрозы ракетного нападения на Грецию исходят от страны-союзника, члена НАТО, это неприемлемо и заслуживает осуждения, — сказал Дендиас, в ходе заседании Европейского союза в Брюсселе. — Северокорейские настроения не могут и не должны проникать в Североатлантический альянс».
Растущая напряженность между Анкарой и Афинами в последние месяцы подогревает опасения в отношении возможности военной конфронтации между соседями. За последние полвека они трижды оказывались на грани войны, а их военно-воздушные силы часто вступают в перестрелки в спорном воздушном пространстве.
Эрдоган сделал свои леденящие душу замечания на сессии вопросов и ответов с молодежью в черноморском городе Самсун в воскресенье вечером.
«Теперь мы начали производить свои собственные ракеты. Это производство, конечно, пугает греков, — сказал он, сидя в кресле и выглядя расслабленным в рубашке с открытым вырезом. — Когда вы говорите «Тайфун», греки пугаются. «Он ударит по Афинам», — говорят они. Ну, конечно, ударит. Если вы не будете сохранять спокойствие, если вы попытаетесь привезти что-то из Америки на острова, отсюда и оттуда, то такая страна, как Турция... должна будет что-то сделать».
Тайфун, — одно из последних пополнений в арсенале Турции. Баллистическая ракета малой дальности, произведенная компанией Roketsan, была в ходе испытаний в октябре запущена с мобильной пусковой установки и пролетела 561 километр. Афины находятся всего в 222 километрах от ближайшей турецкой территории.
Острова, которые имел в виду Эрдоган, являются греческими владениями, расположенными у западного побережья Турции. В последние месяцы Анкара жаловалась, что размещение греческих военных сил и средств на островах в Эгейском и Средиземном морях противоречит международным договорам.
Греция оспаривает интерпретацию Турцией этих соглашений и утверждает, что действует в целях защиты своей территории, указывая на значительное военное присутствие Турции на ее западном побережье, включая большой флот десантных кораблей.
Эрдоган предваряет свои комментарии о ракетах рассуждениями об инвестициях в турецкую оборонную промышленность в период его 20-летнего правления, что позволило снизить зависимость страны от иностранного оружия. «Когда мы пришли к власти, оборонная промышленность была на 20% отечественной, сейчас она на 80% отечественная», — сказал он.
Рост промышленности является краеугольным камнем концепции независимой и напористой внешней политики Эрдогана. Двенадцать лет назад среди 100 крупнейших оборонных компаний мира была только одна турецкая, а сейчас их три — Roketsan, Turkish Aerospace Industries и Aselsan, — и в прошлом году их доходы составили более 4,7 миллиарда долларов.
Беспилотник Bayraktar TB2 — это детище отрасли, воевавшее в Сирии, Ливии и Нагорном Карабахе. Система была продана более чем десятку стран, включая Польшу — страну НАТО, а потенциальными покупателями, как сообщается, являются Великобритания, Саудовская Аравия и Уругвай.
В то время как Турция наращивает производство вооружений внутри страны, ее коллега по НАТО, Греция, стремится укрепить свои вооруженные силы за счет зарубежных закупок.
После морской конфронтации с Турцией в восточном Средиземноморье летом 2020 года премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис объявил о начале закупок истребителей Rafale, фрегатов, вертолетов, противотанкового оружия, торпед и ракет, а также о наборе новых военнослужащих.
В июне он объявил об официальном запросе в США на поставку истребителей нового поколения F-35, что, вероятно, вызовет раздражение Анкары. Турция была исключена из программы F-35, в разработку которой она вложила миллиарды долларов, в 2019 году в ответ на покупку Анкарой российских ракет ПВО\ПРО С-400.
Продолжая длинный список высокопоставленных турецких чиновников, которые возложили вину за эскалацию давления на Грецию, министр обороны Хулуси Акар в понедельник обвинил Афины в «необоснованных, нелогичных и незаконных требованиях и претензиях, а также в постоянных провокационных действиях и агрессивной риторике».
Со ссылкой на видеоконференцию с военными командирами, Министерство обороны сообщило, что Акар призвал греческих политиков и генералов «немедленно отказаться от своей непримиримой и провокационной позиции», которую они используют во «внутриполитических целях».
Пресс-секретарь греческого правительства Гианнис Ойконому, тем временем, заявил в понедельник на брифинге в Афинах, что Грецию нельзя «ни терроризировать, ни запугивать», добавив: «Г-н Эрдоган думает, что столько раз, сколько он повторяет иррациональное и несправедливое, он сможет сделать его рациональным и справедливым. Этого не произойдет».
Он сказал, что Греция «абсолютно полна решимости» защищать «международную законность... свой суверенитет и свои суверенные права».
И в Турции, и в Греции следующим летом должны пройти выборы, и многие наблюдатели отмечают, что бряцание оружием может быть направлено на обеспечение голосов националистов в обеих странах.