Демократическая партия народов (ДПН), действующая в Турции, объявила о решении выдвинуть своего кандидата на предстоящих президентских выборах. Это заявление вызвало новые политические дебаты в среде оппозиции страны.
Сопредседательница ДПН Первин Булдан первой заявила о намерении партии выдвинуть собственного кандидата на президентских выборах в Турции, которые будут иметь решающее значение для будущего страны.
Другие представители прокурдской партии, выступавшие в СМИ в выходные, оставили открытой дверь для переговоров с оппозиционным «Национальным альянсом», также известным как «Стол шести», во главе которого стоит Народно-республиканская партия (НРП). Однако, в ДПН подчеркнули, что при принятии решений партия будет отдавать приоритет своим принципам. Отношение к курдскому вопросу будет лакмусовой бумажкой при выборе любого возможного совместного кандидата.
ДПН не входит в «Национальный альянс», кандидату в президенты которого для победы над действующим президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом необходима поддержка курдских избирателей.
Многие сторонники ДПН поприветствовали решение своей партии, сочтя его разумной стратегией, но некоторые СМИ и пользователи социальных платформ обвинили прокурдскую партию в невольном содействии интересам Эрдогана.
Одним из тех, кто критиковал партию за ее решение, был журналист Мердан Янардаг. «Это решение, принятое без попытки вникнуть и обсуждения кандидата от «Национального альянса», без попытки настоять на совместном кандидате, будет служить лишь интересам правительства Эрдогана. Вторая попытка урегулирования с реакционерами закончится всеобщим уничтожением. ДПН выбросит в мусорную корзину свое заявление о том, что она – партия, действующая на благо всей Турции. Очень странное решение», – сказал он.
Критика была настолько резкой, что в воскресенье Булдан выступила во второй раз, комментируя решение своей партии: «Почему бы ДПН не выдвинуть своего кандидата, в чем разница вами и нашей партией? Разве ДПН не политическая партия с правом участия в выборах?»
Дебаты продолжились в понедельник, когда Митхат Санджар, другой сопредседатель прокурдской партии, снова подчеркнул, что они открыты для переговоров, если «Национальный альянс» хочет обсудить совместного кандидата.
«Если между нами будет достигнуто соглашение по самому главному вопросу, воля к выдвижению совместного кандидата возобладает. Нынешнее правительство понесет поражение», – сказал Санджар в ходе своего интервью каналу Tele1.
«Мы делаем необходимое, то, чего требует наша стратегия. Двери для переговоров не будут закрыты, как только мы выдвинем своего кандидата. Мы намерены сделать это вовсе не в качестве шантажа или угрозы. Мы просто пытаемся выполнить обещания, которые давали нашему народу в течение последних полутора лет», – добавил политик.
Находящаяся в заключении бывший член парламента и экс-мэр Амеда(Диярбакыра ) Гюльтан Кышанак также вступила в дебаты прямо из тюрьмы. Она раскритиковала оппозиционные партии из числа «Стола шести» за то, что те игнорируют несправедливость, которой подвергались курдские политики в последние годы.
«Люди не должны считать избирателей ДПН всего лишь «голосами» без собственных политических требований», – сказала она, добавив, что не следует вести себя так, будто избиратели ДПН обязаны голосовать за любого оппозиционного кандидата.
Между тем, НРП предприняла собственные шаги, чтобы успокоить избирателей оппозиционного альянса. «Нет ничего более нормального, чем выдвижение ДПН своего собственного кандидата», – сказал вчера утром лидер парламентской группы НРП Озгюр Озель в эфире Halk TV.
«Они говорят: «Если кандидат «Стола шести» – это человек, соответствующий нашим демократическим стандартам, который не будет притеснять нас в будущем, не будет игнорировать тех, кто голосует за нас, и не станет делать различий при управлении этой страной, который верит в равенство граждан и считает это важным обязательством, закрепленным в Конституции, мы можем договориться об этом совместном кандидате». Такова интерпретация этой позиции в глазах всей Турции. Партия, получившая 6,5 миллионов голосов, должна это сделать. Никто не должен бояться этого посыла, не следует интерпретировать это в любом другом ключе», – сказал Озель.