Товарищ Кемаль был ангелом-хранителем угнетённых. Его дорога вела его из Южной Африки в Италию, Грецию, Курдистан. Он отправился в Шенгал и Рожаву, и хотя ему ставили препоны на пути, арестовывали и пытались помешать, он не сдавался. Кемаль всегда был настойчив в достижении своих целей, несмотря ни на что.
Каждый человек имеет право на свободу и безопасность, на жизнь в своей стране с правительством, которое он выбирает, на свою культуру и язык. Есть общечеловеческое право выбирать религию на свое усмотрение, читать любые книги и говорить, пользуясь правом свободы слова. Товарищ Кемаль погиб за эти права – право любого из людей заниматься музыкой, наслаждаться искусством, ценить историю и выбирать свой жизненный путь без страха.
Констандинос Эрик Скарфилд родился в 1989 году в Северном Йоркшире, Великобритании. Констандинос – старший сын Василики и Криса, у которых осталось двое младших сыновей после гибели Эрика. Мальчик рос в городке Ройстон неподалеку от Барнсли и с юных лет был движим чувством справедливости. Друзья и родственники звали его Костой. Коста был независимым с ранних лет. «Когда Коста решался на что-то, он не сдавался, пока не добивался своего. Вот таким упрямым он был, особенно взрослея», – говорит его мать Василики. Он был способным учеником и легко окончил школу. У юноши была страсть к выступлениям, и он хотел стать актером. После окончания школы он пошел на курсы исполнительского искусства в колледже, а позже провел лето, обучаясь цирковому мастерству. Он получил небольшую роль в популярном британском телесериале Hollyoaks.
Он всегда был готов протянуть руку помощи
Коста всегда искал способы изменить этот мир к лучшему и помочь тем, кому повезло меньше, чем ему самому. Этот поиск определил его путь. В возрасте 14 лет он отправился с группой в Малеалею, Южную Африку, чтобы оказать помощь экологам – там активисты сажали деревья и чистили местные водоемы. Коста и другие жертвователи собрали более 40 000 фунтов стерлингов на эти цели.
Окончив университет, он решил поехать в долгое путешествие по Европе и отправился в Грецию, где имел право поступить на военную службу, имея греческое происхождение. Взяв с собой только одну смену одежды, небольшую сумму денег, пару обуви и спальный мешок, он отправился в дорогу. Мать считала, что её сын использует эту ситуацию, как возможность пересмотреть свои приоритеты. Коста твердо решил работать с благотворительными организациями, специализирующимися на разминировании территорий стран, где прошли бои, но обнаружил, что многие из этих организаций ищут добровольцев с военным опытом. Отдав свои последние деньги нищему в Италии и встретив свой 21-й день рождения в Альпах, он отправился служить в Грецию, где провел 6 месяцев в армии.
Он не игнорировал наступление ИГИЛ*
По возвращении в Великобританию он вступил в ряды Королевской морской пехоты и служил парамедиком на поле боя в составе подразделения «45 Коммандос». Коста преуспел в своем деле, хотя его близкие сомневались, что этот любящий, чувствительный и творческий юноша найдет себя в суровой жизни военных с их строгой дисциплиной. Он был доволен своей профессией и вёл новую жизнь, которая его устраивала, но, видя наступление ИГИЛ на новые территории и джихадистский террор в Сирии и Ираке, он все больше разочаровывался бездействием британского правительства. Он спросил своего командира, считает ли том, что британская армия может присоединиться к борьбе с ИГИЛ, и услышал отрицательный ответ.
Его мать, Василики, вспоминает реакцию сына: «Он был очень зол, что мы ничего не делали, пока убивали невинных. Он не мог понять этого «нет». Он рос, придерживаясь другой позиции, он мог сказать: «Давайте спасем курдов от Саддама Хусейна» или «Давайте спасем всех женщин в Афганистане от талибов». Он видел много пропаганды британского правительства о том, почему мы участвуем в войнах, поэтому был крайне разочарован, когда ему сказали: «О нет, в Сирию мы не пойдем». Но Коста даже ребенком не ждал, что другие сделают за него всё, что он считал правильным: если ты не получаешь того, чего хочешь, ты поднимаешь свою задницу и делаешь что-то для этого сам».
Он сказал своей матери: «Курды гибнут, и все молчат»
«Мама, я хочу поехать в Сирию и помочь», – сказал он Василике. «Курды умирают, а наше правительство ничего не делает», – говорил юноша. Коста снова попытался убедить своих командиров, рассказав о начале геноцида курдов-езидов террористами ИГИЛ в Шенгале и о воздушной поддержке коалиции. Получив очередной отказ, он начал действовать. При первой же попытке отправиться в Сирию его остановили сотрудники британской армии, но он сказал им со свойственной ему решимостью, что так или иначе поедет туда, куда собирался, и будет лучше, если они его уволят. В конце концов они согласились. В сентябре 2014 года он уволился с военной службы, установил контакт с ОНС (Отрядами народной самообороны) через несколько недель и отправился на Ближний Восток.
Прибытие в Шенгал
Прибыв в Ирак, он присоединился к товарищам из числа курдов и интернационалистов и отправился прямо на фронт в Шенгал, где сразу же стал свидетелем яростных боестолкновений с ИГИЛ. Он взял позывной Кемаль. Имея боевой опыт и навыки военного медика, он быстро доказал свою полезность. Хеваль (товарищ) Кемаль был глубоко предан революции и борьбе с терроризмом и отдавал всего себя борьбе за правое дело. Теперь у него был шанс изменить мир к лучшему, и он был готов отдать жизнь, чтобы защитить езидов Шенгала от геноцида.
В своем последнем сообщении в Facebook перед отъездом в Ирак он процитировал немецкую антифашистку Софи Шолль, которая была казнена нацистами за участие в Сопротивлении: «Как мы можем ждать, что справедливость восторжествует, если почти никто не готов пожертвовать собой ради правого дела? Я должна уйти в такой прекрасный солнечный день, как этот, но какое значение имеет моя смерть, если, видя это, тысячи людей проснутся и начнут действовать?».
Воспоминания боевых товарищей
Его товарищи по фронту Шенгала рассказывают о Кемале с любовью и уважением: «Месяц мы находились под постоянным обстрелом. Мы спали в разбомбленных зданиях, в 50 метрах от линии соприкосновения с ИГИЛ, засыпая и просыпаясь под звуки выстрелов. Мы перемещались в окопах и бежали в укрытие при каждом минометном обстреле. Обычно нападения джихадистов случались ночью. Они пытались проникнуть на наши позиции, одетые в черное, освещая темноту огнем выстрелов. Мы были в меньшинстве, но каждый раз, отражая их атаку, нам удавалось отбиться. Мы знали, что победим их, и решили не сдаваться в плен; мы умрем, сражаясь вместе, несмотря ни на что. Мы держали строй день за днем. Коста построил импровизированный спортзал, чтобы мы могли поддерживать форму, и готовил почти всю еду. Однажды хеваль Кемаль спас меня. Меня ранили, когда я оказался под обстрелом, и пули летели повсюду. Пока я боролся, чтобы не потерять сознание, Коста и американский боевой товарищ по имени Джуди остановили мне кровь, положили меня на самодельные носилки и пронесли 300 метров под непрерывным огнем до машины. Если бы не они, меня бы сегодня здесь не было».
Путь в Рожаву
После победы над ИГИЛ на фронтах Шенгала хеваль Кемаль отправился в Рожаву и сражался против джихадистов там. Будучи опытным бойцом, военмедиком и прирожденным лидером, он был незаменим. Кемаль спас множество жизней и был предан товарищам. Во время кампании по освобождению Тель-Хамиса, когда фронт пролегал к востоку от Камышло и Хасаке, он ехал в колонне машин, перевозивших раненых бойцов и беженцев из деревни Хизела. Колонна оказалась под обстрелом – боевики устроили засаду. 2 марта 2015 года Констандинос, «британский Кемаль», погиб во время этого боестолкновения. Сдержав данное им слово, он отдал свою жизнь за своих товарищей, народ Рожавы и дело освободительной борьбы, в которое верил всем сердцем.
Его слова за два дня до гибели
На видео, снятом за два дня до гибели Кемаля, он говорит, что в Курдистане он стал счастливее, чем был прежде, несмотря на всё горе, что видел вместе с товарищами. Он понял, что жизнь бойца и поле боя – его призвание. Он критиковал британское правительство и властей стран НАТО за то, что те «вмешались», спровоцировав войну, и вынудили общество столкнуться с её последствиями. Он добавил, сдерживая гнев: «Против ИГИЛ воюют 500 британских солдат, а наше правительство счастливо, что мы практически ничего не делаем».
Герой всего человечества
Останки Кемаля передали его семье после прощальной церемонии, проведенной на границе Сирии и Ирака. Попрощаться со своим товарищем и защитником пришли сотни людей. Позже Констандиноса Скарфилда, хеваля Кемаля, похоронили в Англии, где он родился. Герой Кемаль стал не только курдским героем, но и героем человечества. Он вошел в историю.
Семья Кемаля продолжает защищать дело своего сына, дело курдского народа и его демократическую революцию. Отец и мать Косты поддерживают семьи других британских героев, отдавших жизни в защиту революции Рожавы. Василики и Крис говорят: «Пускай его огонь горел недолго, но он распространял свет любви, мужества, веры и чести, и мы гордимся им». Они не устают повторять, что испытывают огромную гордость за своего сына, его самоотверженность и те жертвы, которые он принес.
Военная академия Отрядов народной самообороны получила своё название в честь огромного вклада товарища Кемаля.
* - террористическая организация, запрещена в РФ