Европа

Германия не раскрывает информацию о возможном соучастнике парижского убийства

Министерство внутренних дел Германии не дало ответа на большую часть вопросов от Левой партии (Die Linke) по поводу Рухи Самана, друга исполнителя парижских убийств Омера Гюнея.

Члена-основателя Рабочей партии Курдистана (РПК) Сакине Джансыз, представительницу Парижского Национального конгресса Курдистана (НКК) Фидан Доган и члена курдского молодежного движения Лейлу Шайлемез убили 9 января 2013 года в Париже. Их убийца Омер Гюней умер при подозрительных обстоятельствах 17 декабря 2016 года, находясь во французской тюрьме, но роль его друга из Германии, Рухи Самана, не была прояснена до конца. В отношении Самана не велось расследования.

Министерство внутренних дел не дало ответов

Гёкай Акбулут, депутат бундестага и член Левой партии, подала запрос в бундестаг, касающийся Самана. Рухи Саман был единственным человеком, который навещал Омера Гюней в тюрьме, он был близок к убийце, когда тот находился в Германии. Акбулут спросила, была ли у немецких органов безопасности информация о роли Самана в парижских убийствах и о попытке помочь Гюнею организовать побег из тюрьмы.

Также министерству внутренних дел по поручению правительства Меркель были заданы 9 вопросов, в частности, брали ли у Рухи Самана показания в Германии по запросу со стороны Франции и идет ли сейчас расследование по этому поводу. Отвечая ANF 23 февраля 2021 года, министерство постаралось избежать ответов на большую часть вопросов, сказав, что «личная информация разглашаться не может».

Саман виделся с Гюнеем в тюрьме

Министерство внутренних дел сообщило, что федеральная прокуратура не начинала расследования против соратника Гюнея, добавив: «У федерального правительства нет информации, был ли Р.С. [Рухи Саман] вовлечен в убийства, совершенные в 2013 году». Однако, после убийств 9 января было выяснено, что Гюней виделся с Саманом в Анкаре, а позже Саман пытался вытащить Гюнея из тюрьмы.

Министерство внутренних дел дало четкий ответ только на один вопрос – информировали ли власти Франции Германию после визита Самана к Гюнею. Министерство ответило, что Франция проинформировала Германию 8 января 2014 года, сказав: «Информация, которая могла бы повлиять на эффективные на настоящий момент взаимоотношения с Францией, не будет обнародована».

Также в ответе сказано: «Информация, которая может поставить под угрозу жизни людей, раскрыта не будет». 8 января 2018 года – дата, упомянутая в ответе министерства внутренних дел, соответствует встрече Самана и Омера Гюнея в тюрьме. Было выяснено, что Саман передавал информацию разведывательной службе Турции MIT.

Гюней изложил Саману план побега из тюрьмы в замечаниях, которые просил передать разведке MIT, и которые были расшифрованы французскими органами безопасности. Немецкая полиция и юридические органы не задали никаких вопросов Рухи Саману, который после этого отбыл в Турцию. Вернувшись в Германию годами позже, Саман продолжил работать с DITIB (Турецко-исламским союзом по делам религий), связанным с MIT.

Депутат Акбулут: Германия и Франция должны дать ответы

Депутат бундестага от Левой партии Гёкай Акбулут задала вопросы министерству внутренних дел и призвала Германию и Францию «рассказать то, что вам известно об убийствах 9 января». Акбулут заявила, что этот инцидент имел серьезное влияние на курдов, живущих в Германии и Европе, и задача разъяснений произошедшего курдской общественности лежит на обеих странах.

Акбулут напомнила о признании Исмаила Хаккы Пекина, экс-главы военной разведки Турции, сказав: «Пекин открыто говорил, что «в Европе следует совершать ликвидации». После этого заявления страны Европы, особенно Германия и Франция, должны принять предосторожности, чтобы предотвратить новые аналогичные убийства и покушения. Что еще более важно, деятельность турецкой разведки, активизировавшейся в последнее время в Европе, нужно предотвращать».