Фахима Шарифи: новое поколение заменит тень диктатора светом свободы

Студенты и учителя играют ведущую роль в протестах, которые начались после убийства Жины Махсы Амини. «Новое поколение заменит тень диктатора светом свободы», — сказала Фахима Шарифи, директор школы в Тегеране.

Учащиеся и учителя играют ведущую роль в протестах, которые начались в Иране после убийства Джины Махсы Амини в сентябре 2022 года. Многие учителя и школьная администрация были уволены, задержаны и арестованы в стране за поддержку учащихся. Фахима Шарифи, директор школы в Тегеране, является одним из школьных администраторов, поддерживающих учащихся.

- Как «Восстание Джины» повлияло на студентов?

- Сегодня поколение в школах и вузах – это совсем другое поколение, поколение знающее, прекрасно все понимающее. После убийства Джины студенты подняли восстание, требуя свободы. Убийство Джины зажгло огонь в стране. И этот огонь растет день ото дня.

ШКОЛЬНИЦЫ СНЯЛИ ХИДЖАБЫ

- Какие действия предпринимали учителя и ученики во время протестов?

- Студентки сначала сняли хиджабы. Мы контролировали все транспортные службы, чтобы у них не было проблем за то, что они не носят хиджабы. Я думаю, что самым прекрасным было увидеть красивые волосы школьниц. Студенты разорвали все фотографии Хомейни на своих книгах. Все фотографии Хомейни со стен школы были удалены. Я удалил его фотографии в своем кабинете.

УЧИТЕЛЯ ПОДДЕРЖАЛИ СВОИХ УЧЕНИКОВ

- Чем занимались ученики в школе и за ее пределами? Поддерживали ли учителя своих учеников?

- Студенты написали лозунги на стенах школ с помощью аэрозольной краски. Мы не стали мешать ученикам и оставили школу им. На всех стенах школы висели лозунги. Студенты записали свой протест и поделились им в социальных сетях. Я также писал лозунги на стенах, чтобы показать, что я их поддерживаю. Женщины-учительницы также сняли хиджабы, чтобы поддержать протесты. Только учитель религии не поддержал студентов. В этом году я трижды сменила учителя религии и предупредил нового учителя религии, чтобы он был добр к ученикам и не навязывал им религиозные мысли.

Нашей целью было не угнетать студентов, а защищать их. На встрече с областным управлением образования мы потребовали, чтобы силовики ни при каких обстоятельствах не допускались в школу. За исключением двух директоров школ, этого требовали все руководители школ.

«МЫ ЗАЩИТИЛИ СТУДЕНТОВ»

- Участвовали ли ваши ученики в уличных протестах и случалось ли, чтобы их арестовывали?

- Да, многие наши студенты участвовали в уличных протестах. Я сказал им, чтобы они носили маски, не ходили одни и брали с собой воду. После закрытия школ мы столкнулись с большим риском, и иногда мои коллеги и я становились живыми щитами, чтобы защитить учеников. Двое наших учащихся были похищены силами безопасности, когда они скандировали лозунги. Многие из наших студентов были арестованы за участие в акциях протеста. Мы не знаем, сколько студентов было арестовано до сих пор. Многие студенты были арестованы и в других городах.

«СТУДЕНТЫ ПОДВЕРГАЛИСЬ ПЫТКАМ В ТЮРЬМЕ»

- Какие изменения вы наблюдали у школьников после освобождения из тюрьмы?

- Студенты, освобожденные из тюрьмы, страдают психологическими проблемами. Одна из студенток после освобождения из тюрьмы просто смотрит в угол, не говоря ни слова. К сожалению, один студент покончил жизнь самоубийством после освобождения из тюрьмы. Они обращаются к психологу за психологической поддержкой. Психолог сказал нам ничего у них не спрашивать, а дать им почувствовать, что они не одни.

- Сталкивались ли вы или ваши коллеги с какими-либо проблемами?

- Спецслужбы дважды звонили мне и притесняли меня, чтобы я сообщила о студентах, участвующих в акциях протеста. Многие из моих коллег были уволены, отстранены от работы или арестованы. Как группа учителей и школьных администраторов, мы откладываем часть нашей зарплаты для отстраненных учителей. Таким образом мы поддерживаем их и их семьи.

«ДВИЖЕНИЕ ЗА СВОБОДУ ЖЕНЩИН ОКАЖЕТ ВЛИЯНИЕ»

- Как восстание Джины влияет на движение за свободу женщин?

- Теперь мы видим, насколько смело новое поколение. Ничто не может остановить их сейчас. Несмотря на пытки, аресты и давление, протесты продолжаются. Я больше не вижу девочек в хиджабах в школе. Новое поколение не поддерживает диктатора, а открыто требует свободы. Это поколение вместе с поколениями до и после него обязательно заменит тень диктатора светом свободы. Однажды движение за свободу женщин затронет все общества.