Эрдоган исключает возможность переноса выборов в Турции после землетрясений
Аналитики считают, что отсрочка выборов обернется для Эрдогана большими потерями у избирательных урн на фоне растущего гнева в обществе.
Аналитики считают, что отсрочка выборов обернется для Эрдогана большими потерями у избирательных урн на фоне растущего гнева в обществе.
Несмотря на предположения, что решающие двойные (парламентские и президентские) выборы в Турции будут отложены после землетрясений, разрушивших седьмую часть страны, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган настаивал в среду, что они состоятся 14 мая, как он и заявлял ранее.
«С божьей помощью нация сделает все необходимое 14 мая», - сказал Эрдоган парламентской фракции своей Партии справедливости и развития (ПСР), излагая амбициозный и быстрый проект восстановления разрушенного региона.
Ожидается, что Эрдоган поставит в центр своей предвыборной кампании «совместное восстановление Турции», поскольку он претендует на третье десятилетие у власти. Несмотря на гневные обвинения в несвоевременной реакции на землетрясение и крупный скандал с пожертвованиями на палатки, президент неоднократно объезжал пострадавшие от землетрясения районы с обещаниями скорейшего - и рискованного - восстановления и неумелыми жестами раздачи небольших денежных пожертвований на местах.
В преддверии выборов Эрдоган будет сочетать свой дискурс «давайте строить Турцию вместе» с религиозной риторикой, рассказывая о том, что землетрясение было актом Божьим, пытаясь таким образом оправдать свое правительство и бюрократию за несвоевременную и неадекватную реакцию», - говорит Сонер Кагаптай, научный сотрудник Вашингтонского института ближневосточной политики и автор книги «Султан осенью» о возвышении Эрдогана в Турции. - В ближайшие три месяца мы увидим два лица Эрдогана: сострадательного отца, который обнимет жертв землетрясения, и авторитарного человека, который будет подавлять оппозицию и критиков его нарратива».
Заявление президента положило конец различным сценариям, обсуждавшимся в турецкой столице, согласно которым предполагалось, что Эрдоган отложит выборы на срок от месяца до года после землетрясения, число жертв которого превысило 45 000 человек.
Некоторые политики и эксперты также выступали за отсрочку, поскольку сотни тысяч перемещенных лиц, находящихся во временных убежищах за пределами своих избирательных округов, сделают невозможным точное представительство на парламентских выборах. Но большинство представителей общественности и политической оппозиции против этого. Стамбульская компания Turkiye Raporu, опросившая в феврале 2000 человек в 26 городах, обнаружила, что 71% высказались против переноса выборов.
С другой стороны, 64,3% жителей пострадавшего от землетрясения региона и тех, кто лично пострадал от землетрясения, также заявили, что хотят, чтобы выборы прошли без задержек.
Кемаль Киличдароглу, глава оппозиции и наиболее вероятный кандидат, который может бросить вызов Эрдогану в президентской гонке, заявил, что отсрочка из-за землетрясения является неконституционной и, следовательно, будет политическим переворотом. Его острый на язык политический союзник Мераль Акшенер из правой националистической Хорошей партии сказала, что отсрочка только ухудшит положение Эрдогана у избирательных урн. «Они сами это видят», - заявила она журналисту Фатиху Алтайли.
«Эрдоган понял, что лучше провести выборы как можно скорее, пока цунами гневных протестов не сменилось горем, - сказал Кагаптай в интервью Al-Monitor, назвав призывы к отставке правительства, прозвучавшие в минувшие выходные, верхушкой айсберга. - Помимо социального фактора, есть еще и экономический. Землетрясения всегда вызывают экономический кризис, как это было в 2001 году после землетрясения 1999 года, которое ударило по промышленному центру Турции. Поэтому Эрдоган хочет использовать чрезвычайную помощь международных доноров, пока он идет на выборы».
«Чем дольше Эрдоган будет ждать после землетрясения, тем сложнее ему будет справиться с экономическими последствиями землетрясения», - отметил Осман Серт, директор по исследованиям частной компании Panoramart. Еще до землетрясения, которое потребует огромного бюджета на восстановление и государственные расходы, экономика была «ахиллесовой пятой» Эрдогана, поскольку турки начали ощущать напряжение от его неортодоксальной экономической политики. Президент увеличил государственные расходы, повысив минимальную заработную плату, отменив процентные ставки по студенческим долгам и раздавая другие кредиты, когда он шел на выборы. За несколько часов до того, как он утвердил 14 мая в качестве даты выборов, его партия, ПСР, получила одобрение парламента по ключевому предвыборному обещанию, предусматривающему возможность досрочного выхода на пенсию для более чем 2,2 миллиона человек.
«Президент Эрдоган не известен как лидер, который часто меняет свое мнение, - сказал Серт в интервью Al-Monitor. - Он знает, что отсрочка выборов - особенно когда оппозиция против - всегда обходится действующему правительству дорого. Кроме того, глядя на опросы после землетрясения, мы не видим значительного снижения - на 5% или 6% - рейтинга ПСР».
Результаты опросов расходятся в оценке будущих выборов, на которых предстоит напряженная борьба между Народным альянсом, состоящим из правящей ПСР и ее меньшего союзника, Партии националистического движения (ПНД), и оппозиционным Альянсом нации, более известным как «Стол шести», в который входят Республиканская народная партия (РНП), Хорошая партия (ХП) и четыре другие правые партии. По данным многих опросов, правящая ПСР потеряла около 2% голосов в январе-феврале после землетрясения в Турции. Но даже несмотря на снижение, она остается первой партией, по данным про-ПСР источника Areda, которая считает, что голоса ПСР составляют около 40%, а голоса Эрдогана в президентской гонке - 48%.
Turkey Report сообщает, что популярность Эрдогана даже выросла на 0,1% после землетрясения - почти 80% его избирателей считают, что он «успешно» или «очень успешно» справился с последствиями стихийного бедствия. По данным опроса, ПСР получила 27% голосов, за ней следует оппозиционная РНП с 20%. ПНД, поддерживаемая ПСР, уменьшила результат до 5,3%, а Хорошая партия (ХП), союзница РНП, получила 10,1%. Но, предупреждает автор опроса, 14% заявили, что они еще не определились, а 10% заявили, что не будут голосовать.
«Было бы неправильно думать, что землетрясение не повлияет на политические предпочтения избирателей», - сказал ведущий специалист по опросам Бекир Агирдир, который с самого начала отмахивался от сценариев переноса выборов. В интервью T24 Агирдир заявил, что у Эрдогана «все еще есть небольшой шанс» победить на президентских выборах.
«Что он может сделать, чтобы увеличить этот шанс? - спросил он. - Заложить фундаменты новых зданий в зоне землетрясения в течение следующих трех месяцев и транслировать церемонии по всем телеканалам?».
Но атмосфера незащищенности может привести к тому, что избиратели сделают выбор в пользу безопасности и перейдут к тому блоку, который, по их мнению, представляет государство, объяснил Агирдир. Другими словами, если общество действительно чувствует себя небезопасно, оно может сместиться в сторону [повторного голосования за] действующего президента», - заявил он, отметив, что неспособность оппозиции назвать единого кандидата, который мог бы бросить вызов Эрдогану, и различные неурядицы в оппозиционном блоке «Столе шести» также могут создать определенные возможности для действующего президента Турции».