Экономист Мюфтюогу предупреждает о росте уровня бедности

Экономист Озгюр Мюфтюоглу предупредил о грядущем росте уровня бедности значительной части населения Турции. Мюфтюоглу высказал критику в адрес профсоюзов, «смирившихся с системой».

Люди, принимающие решения в сфере экономики при правительстве ПСР (правящей в Турции Партии справедливости и развития), обещают «бороться с инфляцией», как и их предшественники. Однако, проблема инфляции не решается, а стоимость жизни в стране растет с каждым днем из-за постоянного повышения процентных ставок, новых налогов и взлетающих всё выше и выше цен. Коллективные договоры, вступившие в силу в июле, и дополнительное повышение заработной платы не решают проблему с ростом стоимости жизненно необходимых товаров и услуг.

Всё больше людей голодают

По данным ежемесячного исследования, которое проводит профсоюзное объединение Türk-İş, в августе 2023 года предел, за которым для семьи из четырех человек наступает голод, был отмечен на уровне 12 198 лир (около 421 евро). Черта бедности была рассчитана на уровне 39 733 лир (что составляет около 1 337 евро в месяц). «Прожиточный минимум» одинокого работника на такой же срок составил 15 813 лир (около 546 евро). Тем временем на фоне стремительной инфляции на многих предприятиях, особенно в Антепе, начались акции протеста и попытки забастовок, как это было в январе 2022 года. Даже сотрудники медицинских учреждений устроили однодневную забастовку в знак протеста против того факта, что запланированное для государственных служащих повышение зарплаты не было реализовано.

Минимальная зарплата оставляет людей за чертой голода

Экономист Озгюр Мюфтюоглу побеседовал с ANF и дал оценку этим событиям в нашем интервью. Он подчеркнул, что в нынешних условиях, когда инфляция неконтролируемо растет, а покупательная способность населения падает, необходимы дальнейшие протесты. Вместо этого в Турции можно видеть лишь единичные акции сопротивления, особенно в связи с ростом цен, сказал он, добавив: «Быстрый рост инфляции и стремительное падение покупательной способности привели к резкому обнищанию населения страны. Сегодня Турция столкнулась с самым быстрым в мире ростом цен на жилье и продукты питания. Удорожание жилья, продуктов питания, медицинского обслуживания и образования создает серьезные проблемы для наших сограждан. Резкое обнищание населения приводит к тому, что работники постоянно конкурируют друг с другом. Люди боятся потерять даже то немногое, что у них есть. Это вынуждает некоторых трудящихся работать в наихудших условиях. Тем временем заработная плата продолжает снижаться, учитывая покупательную способность денег. Так называемая минимальная зарплата даст человеку доход ниже черты голода. Тем не менее, уровень этой минимальная зарплаты на сегодняшний день составляет почти 50% и даже больше от средней зарплаты. Значительная часть населения работает даже за чертой голода. И мы даже не касались проблем пенсионеров – их доходы можно поместить в самом низу шкалы».

Готовность протестовать низка

Собеседник ANF добавил: «В такой ситуации народные протесты вполне естественны. В аналогичных ситуациях потеря доходов, серьезное ухудшение условий труда и резкий рост расходов могли бы вести к общественным волнениям. В Турции же готовность к протестам невысока. В других странах, например, в Латинской Америке, рост цен на топливо и продукты питания вызывает серьезные волнения и социальные конфликты. В нашей стране подобной мобилизации людей пока не наблюдается. Это объясняется различными причинами. С тех пор как ПСР взяла власть в свои руки, она опирается не на социальную программу, гарантирующую права граждан, а на систему раздачи благ, основанную на вере. На мой взгляд, это самый важный фактор в 21-летнем правлении этой партии. Именно поэтому подобные протесты не так ярки и менее заметны в Турции».

«Протесты идут без участия профсоюзных организаций»

Мюфтюоглу отметил, что часть недавних протестов, как это было и в 2022 году, идет абсолютно не организованно. Экономист добавил, что, тем не менее, рост бедности должен привести рабочих к тому моменту, когда они вырвутся из-под власти бюрократических профсоюзов и начнут создавать собственные классовые организации: «Январь 2022 года ознаменовался протестами трудящихся. Однако, вопреки нашим ожиданиям, в металлургическом секторе, где, как мы считали, существуют сильные профсоюзы с хорошим уровнем организованности, сопротивления не было. Наоборот, они взяли курс на примирение с системой и, откровенно говоря, пошли на смягчение динамики конфликта и снятие давления.

Сегодня мы пришли к тому, что в Антепе идет активная борьба, особенно на тех промышленных базах, где сложно создавать организации. На акции протеста выносятся требования дополнительного повышения заработной платы, поскольку люди либо не получают положенные им выплаты вовремя, либо они крайне низки из-за роста инфляции. Как и в январе 2022 года, борьбу ведут не крупные организации, не масштабные известные профсоюзы – она организуется самостоятельно и стихийно, начинаясь с самих рабочих, голоса которых звучат всё громче и громче».

«Профсоюзы не ведут борьбу на адекватном уровне»

Мюфтюоглу продолжал: «Мы также внимательно следим за ситуацией с коллективными договорами в металлургическом секторе. Порой такие договора затрагивают около 150-160 тысяч работников. Мы слышали о временном повышении заработной платы примерно на 30%. Однако, это повышение может состояться, а затем у людей разными способами вычтут этот доход. Другими словами, то, что дается сейчас, неизбежно заберут потом. Существует целый ряд махинаций и схем, которые приведут к потерям работников в этой сфере. Но профсоюзы согласились на такой ход событий, поэтому я не думаю, что они будут вести серьезную борьбу. Это относится не только к Türk Metal или Çelik-İş, но и к Birleşik Metal – все они трансформировались в бюрократизированные структуры».

«Рабочим нужны организации на классовой основе»

Экономист добавил: «При таком высоком уровне бедности рабочим необходимо организовываться, но при этом им придется бросить вызов существующим организациям. В рамках этого вызова необходим выход работников из подобных структур и поиск профсоюза, в котором они могли бы организоваться по-настоящему. Этой цели можно достичь с помощью классовой формы борьбы. Я думаю, они предпримут такие попытки. Проблема, с которой мы сталкиваемся сегодня, не ограничивается одним лишь металлургическим или текстильным сектором, или такими городами, как Антеп, Кайсери или Стамбул. Мы стали свидетелями масштабного социального кризиса, который глубоко затронул все отрасли производства и занятости, все районы страны, всю Турцию и все слои общества. Такой кризис может разрешиться лишь путем всеобщей мобилизации. Чтобы быть эффективной, борьба рабочих в регионах должна идти при условии полномасштабной мобилизации. В неё должны быть вовлечены и работники государственного сектора. В отсутствие сколько-нибудь серьезной мобилизации в бюджетной сфере против действующего коллективного договора начали протестовать только работники здравоохранения, которые устроили однодневную забастовку».

«Необходима твердая идеологическая основа борьбы»

Озгюр Мюфтюоглу подчеркнул, что борьба, которую предстоит вести рабочим, нуждается в прочной идеологической основе: «Мы видели, что произошло по итогам турецких выборов, и поняли, что Народный альянс и Республиканский альянс ничем не отличаются друг от друга. Поэтому любая борьба за права трудящихся, которая начнется здесь и сегодня, должна иметь прочную идеологическую основу. Иными словами, каждый её участник должен осознавать свои интересы и выбрать сторону. Поскольку одна сторона обретает всё более невероятные богатства, а капитал получает огромные прибыли, это ведет к дальнейшему росту неравенства и дисбалансу в самых разных сферах. Эта тенденция сохранится в обозримом будущем. В ближайшее время будет объявлена среднесрочная программа правительства. Скорее всего, в Турции будут введены новые налоги, и эта проблема ляжет на плечи большей части населения. Расходы наших сограждан будут продолжать расти. В связи с этим можно ожидать, что новая борьба будет длиться дольше, чем в прошлом».