Курдистан

Доклад DFG: за год в Турции задержаны 118 журналистов, 28 — заключены в тюрьму

Согласно докладу DFG за 2024 год, 118 журналистов были задержаны, 26 заключены в тюрьму, а десятки приговорены к тюремному заключению. Доступ к тысячам новостей был заблокирован.

Ассоциация журналистов «Диджле Фират» (DFG), расположенная в Амеде, обнародовала доклад о нарушениях прав журналистов в Турции в 2024 году.

В пресс-конференции DFG, которая отметила свое пятилетие, приняли участие Ассоциация женщин-журналистов Месопотамии (MKG), DİSK Basın-İş (Конфедерация революционных рабочих Турции – пресса) и журналисты.

Сопредседатель DFG Сельман Чичек сказал, что организация оказывала правовую поддержку многим журналистам и продолжает это делать. Он также почтил память погибших работников СМИ.

На курдском языке доклад зачитал член DFG Билал Гюльдем, на турецком – член Исполнительного совета Медине Мамедоглу.

Медине Мамедоглу заявила, что DFG борется против несправедливости и притеснений журналистов со дня своего основания: «Ассоциация журналистов «Диджле-Фырат» стала образцовой организацией благодаря важной работе, проделанной за последние пять лет. Мы смогли наладить контакты со многими нашими коллегами как в профессиональном, так и в юридическом плане. По этому случаю мы хотели бы еще раз выразить благодарность нашим руководителям и товарищам, которые упорно трудились ради этого, и всем нашим друзьям, которые поддерживали нас. Сегодня мы отмечаем юбилей со дня основания DFG».

118 задержаны, 26 заключены под стражу

Медине Мамедоглу отметила, что 2024 год ознаменовался давлением на журналистов и запретами в области прессы и радио- и телевещания: «В первые два месяца полиция провела операции против работников СМИ в Измире и Стамбуле. Многие наши коллеги были задержаны. Это показывает, что правительство никогда не оставит журналистов в покое. Так и произошло. В феврале в Измире были задержаны 8 журналистов. В апреле, сразу после Дня курдских журналистов, полиция арестовала 9 работников СМИ. В ноябре 14 журналистов, в основном внештатных корреспондентов, были задержаны за честное освещение новостей. В декабре в Ване и Стамбуле во время протестов против убийства Назыма Даштана и Джихан Бильгин, произошедшего в северной Сирии, был задержан 41 журналист. Всего в 2024 году было задержано 118 журналистов, 26 из них были заключены под стражу».

Насилие, суд, тюремное заключение...

В течение всего года журналисты сталкивались с насилием, отметила Медине Мамедоглу: «91 нашему коллеге чинили препятствия во время выполнения работы, 62 из них стали жертвами жестокого обращения. 47 журналистов пострадали от нападений, а 79 – угроз. Против 74 журналистов были возбуждены уголовные дела, 55 из них – стали обвиняемыми в судебных процессах. Журналисты предстали перед судом в 442 случаях, и 67 из них были приговорены в общей сложности к 149 годам и 9 месяцам тюремного заключения. После того как 7 журналистов были заключены в тюрьму за демонстрацию фотографий Джихан Бильгин и Назыма Даштана в Стамбуле, число работников СМИ, удерживаемых за решеткой, в Турции достигло 43.

Журналисты постоянно сталкивались с давлением и нарушением прав. Так, правительство приняло меры по принятию так называемого законопроекта об «агентах влияния» вместе с 9-м судебным пакетом. Этот законопроект, согласно которому можно возбудить уголовное дело против любого корреспондента, чей труд может помешать властным элитам и правительству, в очередной раз зажал журналистику в тиски. Разумеется, эта статья распространяется не только на работников СМИ. Любой, кто делится мыслями или информацией на цифровых медиаплатформах, также может быть привлечен к ответственности по этой статье. Профсоюзы и представители общественности оказывали сопротивление и препятствовали законодательному закреплению «нормы», правительство ПСР переименовало ее в «Закон о шпионаже» и вновь внесло на рассмотрение в парламент. Снова столкнувшись с противостоянием профессиональных организаций, правительство отступило».

Убитые турецкими военными журналисты

Мамедоглу заявила, что нападки правительства ПСР-ПНД на свободу слова и свободу мысли вышли за пределы Турции. Власти нацелились на курдских журналистов, работающих в других странах. Она отметила, что турецкое правительство расширило свою войну против курдов в южный Курдистан, где совместно со своими партнерами – Демократической партией Курдистана (ДПК), проводит комплексные репрессии против работников СМИ.

Такие нападения ПСР и ДПК на курдских журналистов перечислила Мамедоглу:

8 июля турецкий беспилотник нанес удар по автомобилю журналистов в Шенгале (Синджар). Репортер ÇIRA FM Мирад Мирза погиб, а репортер ÇIRA TV Медья Хасан и водитель Хелеф Хидир получили ранения.

11 июля силы ДПК задержали репортера Zoom Media Хеджина Фетаха, оператора и сопровождавшего их водителя.

14 июля фотограф Мурат Язар, приехавший в Курдистан, был задержан силами внутренней безопасности ДПК в Захо.

23 июля силы внутренней безопасности Сулеймании задержали репортера Rojnews Дерина Рахима и конфисковали его оборудование.

23 августа Турция нанесла удар по автомобилю в районе Сайидсадык недалеко от Сулеймании. Журналисты Херо Бахадин и Гулистан Тара, ехавшие в машине, были убиты.

19 декабря автомобиль с надписью «пресса» подвергся удару турецкого беспилотника в районе Тишрин северо-восточной Сирии. Погибли журналисты Назым Даштан и Джихан Бильгин.

Тысячи запретов на доступ к информации

В докладе отмечается, что политика цензуры превратилась в инструмент наказания через BİK (Агентство по рекламе в прессе), RTÜK (Высший совет по радио и телевидению) и судебные решения. Свобода прессы и свобода выражения мнений серьезно пострадали в результате запретов, конфискаций и приостановки доступа к новостям. В 2024 году был закрыт 501 веб-сайт и запрещен доступ к 5260 новостным материалам. В последние три месяца года было принято решение о прекращении издания 50 газет и журналов.

Онлайн-медиа также столкнулись с запретами на доступ к статьям. 2 августа был запрещен Instagram (*запрещённая в РФ соцсеть компании Meta), которым пользуются миллионы людей. И снова сайты, представляющие традиции свободной прессы, такие как агентство «Месопотамия» и газета Yeni Yaşam, несколько раз сталкивались с ограничениями. В 2024 году было заблокировано 1 092 онлайн-СМИ.

Правду нельзя заблокировать

Медине Мамедоглу заявила, что журналисты оказывали сопротивление этой несправедливости, несмотря на все препятствия, в том числе цензуру, препятствования освещению событий, давление на прессу и СМИ: «Хотя убийство Гулистан Тары, Херо Бахадин, Джихан Бильгин и Назыма Даштана преследовало цель заставить замолчать свободную прессу, родился сильный дух солидарности. Против нападений велась единая борьба. Журналисты, особенно работники свободной прессы, показали, что правду нельзя затушевать. Они были на стороне правды. Как мы и говорили со дня нашего основания, мы будем продолжать выступать за свободную прессу и свободное общество».