Число жертв землетрясения в Северном Курдистане, Турции, Рожаве и Сирии продолжает расти. Зарегистрировано уже более 5 000 смертей. Режим ПСР/ПНД объявил чрезвычайное положение в десяти провинциях, пострадавших от стихии. Утром понедельника депутаты парламента от Демократической партии народов (ДПН) отправились в зону бедствия. Вторник был уже критическим днем, так как шансы на выживание людей, оставшихся под завалами, уменьшались с каждым часом, но спасательные работы практически не велись. ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) предупредила, что число жертв может вырасти до 20 000 человек.
Орхан: Люди брошены на произвол судьбы
Политик ДПН и депутат от провинции Ван Муаззез Орхан находится в Ислахие (Авасиме), северокурдской провинции Антеп. Она сообщила, что люди пытаются спасаться своими силами. Стоя перед обрушившимся восьмиэтажным зданием, Орхан рассказала о том, что увидела на месте катастрофы: «Спасатели до сих пор не прибыли. Большая часть Авасима оказалась в такой же ситуации. Люди страшно вымотаны. Помощи нет. Население в отчаянии, помощь нужна срочно. Необходимо позаботиться о базовых потребностях, таких как вода, подгузники, детское питание, предметы женской гигиены и продукты. Люди брошены на произвол судьбы».
Бюльбюль: там нет вообще никого – ни представителя государства, ни AFAD
Депутат от ДПН Кемаль Бюльбюль находится в Самсуре. Он сообщает из района Джумхуриет, что многие жители остались под завалами рухнувших зданий. Бюльбюль рассказал: «Я нахожусь здесь с 8 утра понедельника. Я пришел сюда через три часа после землетрясения, и с тех пор не было никаких признаков присутствия представителей AFAD (отдела по землетрясениям и снижению рисков управления по чрезвычайным ситуациям – прим.), никаких официальных лиц. Не видел я и военных. Нет никакой помощи от властей, ни еды, ни воды. Погода холодная и дождливая. Ночью случились подземные толчки. Люди вынуждены оставаться на улицах. Я громко кричу, стоя на этом месте: нам нужна поддержка наших сограждан и человеческая солидарность. Помогите! Мы должны открыто осудить позицию и поведение правительства. Мы не видим никакой помощи гражданам, ни разбора завалов, ни спасения людей, оказавшихся в ловушке. Я не знаю, сколько ещё человек погребено под зданием, перед которым я стою. Мы слышим их голоса, и здесь их пытаются спасать своими силами».
«Четыре моих дочери погибли»
Депутаты от ДПН Абдулла Коч и Шевин Джошкун тоже находятся в Самсуре. Стоя перед обрушившимся зданием в районе Каялык, Коч сказал: «Сюда не приезжали представители властей. Люди сами проводят поисково-спасательные операции». Женщина прервала его и перечислила имена шести человек, которые остаются под обломками. Она сказала: «Я кричала, кричала и кричала. Мне сказали, что надо уходить. Четыре моих дочери погибли. Что ещё я могу сказать? Погибли шесть человек из одной семьи. Никто не пришел на помощь. Может быть, хотя бы одного из них можно было спасти».
Пайлан: битва против времени и холода
Депутат Гаро Пайлан находится в Резане (Багларе). Он сообщил, что многие люди пытаются помочь пострадавшим и вытащить погребенных под завалами. Пайлан добавил: «Время от времени работы останавливаются, чтобы понять, откуда слышен голос, а потом возобновляются, чтобы добраться до этого человека. Семьи продолжают с тревогой ждать. Все они ждут с надеждой на спасение своих близких. Это борьба со временем и холодом, потому что в такой ситуации время нам не друг. Семьи и их пострадавшие близкие, оставшиеся под обломками зданий, находятся на холоде уже 36 часов. Это крайне критический день. Никто не должен оставаться в многоэтажных домах по соседству. С жильем здесь серьезная проблема. Многие местные жители уехали из Амеда в другие города. Все дома пострадали, ни одно здание не пригодно для проживания. Все дома пустуют. Необходимо немедленно установить палатки и вагончики-времянки для проживания людей. Некоторые семьи нашли временное пристанище в домах других людей».
Хатимогуллари: тысячи людей под завалами
Депутат от ДПН Тюлай Хатимогуллари отправилась в Хатай. Она тоже сообщила о том, что не видела спасательных работ. Депутат сказала: «Хотя прошло уже 24 часа после сильнейшего землетрясения, которое когда-либо переживала Турция, никаких операций по оказанию помощи, поиску или спасению людей здесь не проводилось. Я ехала из Эрзина в Самандаг, но мы не увидели ни одного представителя администрации. Сложилась плачевная ситуация. До региона все еще не добрались ни гуманитарная помощь, ни поисковые группы. Сотни, а может быть, и тысячи людей лежат сейчас под завалами. Как бывало и раньше, к людям, живущим здесь, продолжают относиться как ко второму сорту. Жизненно важно, чтобы гуманитарная помощь прибыла как можно быстрее и чтобы начались поисково-спасательные операции. Поэтому мы призываем всех, особенно власти, к сотрудничеству. Это слишком. Фактически, людей подвели, бросив один на один с катастрофой. Это неприемлемо. Люди гибнут, а все, что можно видеть со стороны властей – безответственность».