Рождественское поздравление на сирийском языке от депутата ПНДР партии привело к протестам и последующему уходу депутата-националиста с парламентской сессии в Турции в понедельник.
Во время бюджетных переговоров в турецком парламенте Джордж Аслан, сирийский депутат от Партии народной демократии и равенства народов (ПНДР), представляющий Мардин, юго-восточную провинцию со значительной долей сирийского населения, поздравил собравшихся с Рождеством на сирийском языке. Этот шаг вызвал критику со стороны националистической оппозиционной Хорошей партии, которая настаивала на том, чтобы в собрании говорили на турецком языке.
Депутат от Хорошей партии Лютфю Тюрккан, в частности, ответил: «Мы что, смотрим театр? Он должен говорить, как положено у нас. Она на Великом национальном собрании Турции, а не у себя дома». Несмотря на ответную реакцию, Аслан продолжил свое выступление на сирийском языке, утверждая историческое присутствие своего народа в регионе и называя язык национальным достоянием.
В ответ на напоминания о конституции со стороны депутатов парламента от Хорошей партии Аслан ответил: «Разве вам есть дело до Конституции? Вы разорвали и уничтожили ее, и все равно говорите о ней». Его речь вызвала продолжительные аплодисменты членов ПНДР. «Мы не прилетели с другой планеты. Мы – коренной народ этой земли. Это не язык инопланетян. Вы примете нашу речь. Это богатство для Турции», – сказал он.
На фоне продолжающейся конфронтации к собранию обратился вице-спикер Сырры Сюрейя Эндер, подчеркнувший святость родных языков и разнообразие языков как дар Божий.
Эндер, ссылаясь на недавнюю кончину депутата от «Партии счастья» Хасана Битмеза, сказал: «Я совершил молитву [на арабском языке] за умершего здесь. Кто-то из вас спросил, как это будет на турецком? Он [Джордж Аслан] также позравил свой народ на своем родном языке. Мы говорим о языке. Имейте терпимость!» Он продолжил: «Вы не возражали, когда я читал стих на арабском, я спросил, почему вы возражаете против этого, вы сказали, что это не стих. Позвольте мне рассказать вам другой стих; ваши языки тоже являются стихами Аллаха».
В заключение он сказал: «Даже если бы вы угрожали моей жизни, я не стал бы запрещать человеку говорить на родном языке», после чего член Хорошей партии Ясин Озтюрк покинул трибуну в знак протеста. После этого Эндер объявил перерыв в заседании.