Демократический модернизм создает путь к демократическому социализму
Мексиканский антрополог Хильберто Лопес Ривас писал, что демократический модернизм мостит дорогу в будущее – к демократическому социализму.
Мексиканский антрополог Хильберто Лопес Ривас писал, что демократический модернизм мостит дорогу в будущее – к демократическому социализму.
Академия демократической современности (ADM) перевела статью мексиканского антрополога Хильберто Лопеса Риваса «Демократический модернизм прокладывает дорогу к демократическому социализму» на английский язык. Мы предлагаем вам ознакомиться с этим текстом.
Оригинал статьи на испанском языке был опубликован в газете La Jornada.
В рамках 30-й годовщины восстания Сапатистской армии национального освобождения уместно обратиться к опыту других товарищей – освободительного движения Курдистана. История курдов представляет собой пример синтеза теоретического и практического аспектов революционных стратегий и тактик и демонстрирует огромный вклад в строительство демократического социализма. Академия демократической современности опубликовала интервью с основателем и представителем Исполнительного комитета Ассоциации обществ Курдистана Дураном Калканом, который обобщил опыт курдского народа в реализации «демократического модернизма» как системы, предложившей альтернативу пути, который выбрали сторонники капиталистической современности. Калкан исходит из философии исторического лидера народа курдов, Абдуллы Оджалана, находящегося в заключении на тюремном острове в Турции более четверти века. Накануне распада Советского Союза Оджалан утверждал, что «сомневаться в социализме – значит сомневаться в человеке и его идентичности, как члена общества».
Либерализм рассматривает человека в первую очередь как отдельную личность, развивая индивидуализм до максимума. Социалистическая мысль, напротив, определяет человека как социальное, общественное существо. Реальность нашей жизни и навязанный обществу менталитет не совпадают. Мы – социальные создания. Не существует человека, полностью оторванного от общества и способного существовать вне социума. Личность и общество – выражение этой взаимосвязи, диалектической целостности, и этот факт не менялся на протяжении всей истории человечества. Оджалан счел необходимым использовать эти определения, чтобы опровергнуть антисоциалистическую пропаганду широкомасштабной либеральной атаки, которая шла по всему миру во время распада Советского Союза.
Тем не менее, он предлагает нам фундаментальную критику реального социализма за неспособность этой системы адекватно определить капиталистическую современность и капиталистический модернизм и разработать свою собственную альтернативу: «Хотя реальный социализм стремился к освобождению от эксплуатации и выходу за пределы закона максимальной прибыли, он принял индустриализм капиталистической современности, не внося необходимых изменений. Он не смог развить собственную систему и верное отношение к сохранению окружающей среды. Реальному социализму не удалось установить порядок, способствующий сохранению экосистем [...]. В итоге получился не социалистический строй, а «государственно-монополистический капитализм».
Исследуя эти критические замечания, автор утверждает, что демократический социализм основан на принципах освобождения женщин, жизни в согласии с окружающей средой, этическом подходе и демократическом политизированном обществе. Эта система основана на указанных фундаментальных принципах. Демократический социализм преодолевает капиталистическую форму эксплуатации, воплощая на практике ценности и принципы морально-политического общества. Он преодолевает индустриальную форму эксплуатации с помощью нового менталитета. Свобода женщин – основа всех свобод и необходимый фундамент равенства. Демократический социализм также основан на равенстве всех, кто демонстрирует различия; это система свободной организации и равного участия всех групп общества в жизни социума. Группы этого общества не должны унифицироваться, напротив, они идут к истинному равенству, сохраняя и развивая свои собственные идентичности. Демократический социализм защищает автономию различий, не уничтожая и не стирая их.
Еще один важнейший стратегический аспект этого мышления – система демократических коммун. Реальный социализм рассматривал коммуну, как институт, включенный в государственную систему, тогда как в демократическом социализме коммуна – часть общества. Это социальное явление. Коммуна – это институт, жизнь и развитие которого определяют его участники. Кроме того, в демократической коммуне важно использовать ресурсы по потребностям. В ней реализуются принципы служения обществу, обмена, производства и использования доступных возможностей и ресурсов в соответствии с потребностями.
Социализм более не абстрактный образ жизни, не фантастическая идеология будущего. Он становится реальностью с того момента, когда человек осознает, что этот путь доступен обществу. Таким образом, социализм перестает быть идеологической стратегией, образом жизни, который якобы будет доступен только после того, как социалисты придут к политической власти. Это избавляет нас от зависимости от политики и власти, поскольку мы рассматриваем социализм, как образ мышления, менталитет. Это означает, что социализм можно практиковать, проводя собственную политику, независимо от того, кто находится у власти в данный момент времени. Отдельный человек, небольшая группа, партия, регион или общество могут жить в рамках этих принципов.
Оджалан считает образование и просвещение первой, наиважнейшей задачей в работе партии и в борьбе за демократический социализм и его реализацию. Вторая задача – это, конечно же, создание организации. Организация не является для него унифицированным явлением. Курдский лидер говорит об организационных сетях, описывая организацию, как множество различных структур. Например, демократический конфедерализм – сетевая организация. Возможны тысячи организационных систем, которые переплетаются и дополняют друг друга.
Этот текст – краткий пример описания богатой концептуальной базы, включающей критику бюрократизма и полувековой опыт курдского освободительного движения.