В глубоко проблематичной практике закрытия политических партий в Турции можно отметить нынешние попытки ликвидации второй по величине оппозиционной партии в парламенте. Об этом заявила сегодня группа из 10 международных и местных неправительственных организаций, в том числе Проект поддержки судебных разбирательств по правам человека в Турции. Предыдущие попытки нарушали права на свободу ассоциаций, собраний и выражения мнений, а также на свободные и справедливые выборы, в том числе права народа избирать своих представителей.
Сейчас в Конституционный суд подан иск о закрытии Демократической партии народов (ДПН), политической партии с 56 депутатами в парламенте Турции. Обвинительный акт против партии включает запрет 451 политику и члену партии заниматься организованной политической деятельностью или вступать в политические партии сроком на пять лет и конфискацию активов организации. 5 января Конституционный суд удовлетворил запрос главного прокурора Кассационного суда о временной мере замораживания банковских счетов партии, содержащих казначейскую поддержку, на которую имеют право группы политических партий в парламенте. 10 января главный прокурор должен выступить с устным изложением дела против партии в Конституционном суде, на которое ДПН ответит позднее, прежде чем суд соберется для обсуждения, а затем вынесет окончательное решение.
10 организаций 11 октября 2022 года подали заявление третьей стороны в Конституционный суд, утверждая, что произвольное закрытие политических партий нарушает многочисленные права.
«Международное право гарантирует права политических партий в рамках свободы ассоциаций, выражения мнений, мирных собраний и рассматривает права каждого гражданина принимать участие в ведении государственных дел, голосовать и выставлять свою кандидатуру на выборах в качестве основных принципов демократии, — сказал Филип Лич из Турецкого правозащитного центра «Проект поддержки судебных разбирательств по правам человека». — Рассматриваемое Конституционным судом Турции дело о возможном закрытии Демократической партии народов является фундаментальная проверка того, будет ли суд соблюдать международное право и уважать демократические нормы. Ликвидация политической партии без веских оснований нарушает многочисленные права и является атакой на демократию».
Дело, рассматриваемое Конституционным судом, основано на 834-страничном обвинительном заключении от 7 июня 2021 года, в котором в основном утверждается, что деятельность ДПН осуществляется в соответствии с целями запрещенной Рабочей партии Курдистана/Ассоциации обществ Курдистана (РПК/АОК). Согласно обвинительному заключению, между РПК/КСК и деятельностью ДПН есть «органическая связь», которая, как утверждает прокурор, заключается в поддержке сепаратизма, «противоречащего неделимой целостности государства с его территорией и нацией», что является нарушением статьи 68/4 Конституции Турции и положений Закона о политических партиях. В обвинительном заключении члены партии, ее подразделения и органы обвиняются в том, что они принимали участие в совершении преступлений такого характера, или поощряли их совершение, или восхваляли эти преступления и тех, кто их совершил.
В своем выступлении третьей стороны НПО утверждали, что дело против ДПН следует рассматривать в контексте долгой истории закрытия партий в Турции, что резко контрастирует с практикой в других государствах-членах Совета Европы и неоднократно признавалось нарушением Европейской конвенции по правам человека.
С 1982 года Конституционный суд Турции вынес решение о роспуске 19 политических партий из 40 рассмотренных им дел. Большинство из них были представляли интересы курдов или были левой направленности. Главным обвинением был «конфликте с неделимой целостностью государства с его территорией и нацией». Три партии были ликвидированы на столь же неопределенных основаниях о «конфликте с… принципами демократической и светской республики». В 2008 году сама Партия справедливости и развития президента Эрдогана чудом избежала закрытия по последнему основанию.
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) установил, что решения о закрытии партий нарушали Европейскую конвенцию по правам человека в шести из семи рассмотренных им дел из Турции.
В своей судебной практике, по существу развитой на основе решений по этим делам, ЕСПЧ считает ограничения или закрытие политических партий исключительными и крайними мерами. Критерии суда для проверки соответствия решения о закрытии партии Европейской конвенции по правам человека основаны на трех принципах. Суд оценивает, предписано ли закрытие законом, преследует ли оно законную цель и является ли оно необходимым в демократическом обществе и соразмерным.
НПО подчеркнули в своем представлении, что во всех делах партий, представляющих интересы курдов, представленных в ЕСПЧ, суд установил, что мирная пропаганда права на самоопределение и признание прав курдского языка или курдской идентичности сами по себе не противоречили основополагающим принципам демократии, и что закрытие партии нарушило право на ассоциацию. ЕСПЧ постановил, что в большинстве случаев нельзя обоснованно утверждать, что роспуск этих партий удовлетворил «насущную социальную потребность».
«Конституционный суд должен рассмотреть настоящее дело против ДПН в свете неоднократных решений Европейского суда по правам человека о том, что закрытие политических партий в Турции, в частности тех, которые представляют интересы курдских избирателей, нарушает основные права, — заявил Озтюрк Тюркдоган из Ассоциации по правам человека. —Крайняя мера закрытия политической партии служит удушению плюрализма и ограничению свободы политических дебатов, которая лежит в самой основе концепции демократического общества».
НПО также изучают недавние выводы ЕСПЧ по делам, касающимся членов ДПН, схему злоупотребления уголовным судопроизводством с целью заставить замолчать предполагаемых противников и критиков правительства и доказательства того, что турецкое правительство систематически вмешивается в судебную систему.
НПО, подающие заявление третьей стороны в Конституционный суд, являются: Проект поддержки судебных разбирательств по правам человека в Турции, СТАТЬЯ 19, Ассоциация юристов за свободу, Европейская ассоциация юристов за демократию и права человека, Европейские юристы-демократы, Ассоциация по правам человека, Хьюман Райтс Вотч, Международная комиссия юристов, Международная федерация по правам человека и Ассоциация «Правозащитная инициатива».