Дело Мусы Антера может быть прекращено из-за истечения срока давности

По словам Дикле Антера, дело об убийстве его отца может быть закрыто через 18 месяцев из-за срока давности.

Сын известного курдского писателя Мусы Антера Дикле Антер заявил, что дело его отца будет закрыто через 18 месяцев в связи с истечением срока давности. Последнее слушание дела состоялось 20 января.

Дело Мусы Антера, убитого в 1992 году, может быть прекращено в связи с истечением срока давности примерно через полтора года. Наше новостное агентство ​​побеседовало с Дикле Антером, сыном Мусы Антера, о текущей ситуации. Кратко резюмируя все произошедшее, Антер обращается к общественности: «Мой отец пал жертвой за правое дело. Он был застрелен в 1992 году, и в 2022 году исполнится 30 лет с момента его гибели. В течение этого периода мы подали апелляцию в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), который признал Турцию виновной в неспособности обеспечить безопасность Мусы Антера. В Диярбакыре был возобновлен судебный процесс, и мы получили срок в 30 лет. За это время появилось много важных высокопоставленных свидетелей. Показания в суде дали Кутлу Саваш, Вели Кючюк, Мехмет Эймюр, причастные к различным темным делам.

Наиболее яркое заявление было сделано Мехметом Эймюром: «Я агент разведки, ничего не скажу, но все уже записано в MIT (разведывательной службе) и Генштабе». Несмотря на то, что это было сказано открыто, мы все еще сталкиваемся с большими трудностями. Заявление Абдулкадыра Айгана не было принято к рассмотрению в Швеции. В Германии находится Сюфан Мете, чьих показаний также не поступало. Вот как мы пришли к этому дню, и сейчас мы хотим привлечь внимание общественности: через 18 месяцев истекает срок давности по этому делу».

«Нам создают препятствия»

Далее Дикле Антер сказал: «Сегодня необходимо четко заявить, что даже несмотря на то, что убийца по своей национальной принадлежности курд, это убийство организовано турецким государством. В течение многих лет говорилось, что осведомитель, – человек, нажавший на курок, – был членом РПК, но то не мог быть член РПК. Будучи осведомителем, этот человек уже находился под контролем турецкого государства. Хочу спросить: почему государство не прояснит этот момент, хотя у него есть все документы? Когда мы в ту ночь задали вопрос руководителю JITEM (службы военной разведки), он ответил, что в тот момент выполнял офисную работу. Мы знаем, что JITEM совершала крупные массовые убийства в деревнях. При желании достаточно было бы всего одного рабочего дня, чтобы собрать необходимую суду информацию. Например, мы сказали делегации, которой поручено принимать заявление Абдулкадыра Айгана, что мы можем оплатить их расходы, если у них нет денег, но делегация не приняла наше предложение. Нам точно пытаются создать трудности. Они намерены закрыть это дело со сроком давности. В Турции были убиты не только курдские интеллектуалы, но и многие интеллектуалы турецкого происхождения. Вот почему эти преступления необходимо раскрыть как можно скорее, и мы вновь взываем общественности».

Что случилось?

Известный курдский журналист и писатель Муса Антер был убит 20 сентября 1992 года в результате вооруженного нападения в провинции Амед (Диярбакыр), где он присутствовал на фестивале культуры и искусства. После убийства в докладе, подготовленном Ассамблеей 12 октября 1995 года «Парламентской комиссией по расследованию политических убийств, совершенных неизвестными лицами в различных регионах нашей страны», заявлялось, что, в результате расследования комиссии по убийству Мусы Антера, обвинения, относящиеся к данному преступлению, не могут быть подтверждены. Несмотря на множество свидетелей, никаких конкретных шагов предпринято не было.

Махмут Йылдырым (кодовое имя «Зеленый»)

В отчете о расследовании дела Сусурлука, которое имело место в 1996 году, подготовленном председателем Инспекционного совета премьер-министра Кутлу Савашем в 1997 году, в связи с убийством Мусы Антера упоминается Махмут Йылдырым, под кодовым именем «Зеленый». В сообщении говорится, что MIT знала о Йылдырыме и его деятельности. В замечаниях MIT в том же отчете говорится, что «Мухсин Гюль, (кодовое имя «Кекеч-Пепе-Матин»), который к 1994 году уже содержался в тюрьме Диярбакыра, в своих показаниях, данных им в отделении по расследованию убийств Диярбакыра с 22.07.1994 по 16.08.1994 г., сообщил, что А. Дамир спланировал и осуществил убийство Ведата Айдына и Мусы Антера».

Признания Айгана

В 2000 году Мехмет Эймюр, бывший глава Контртеррористического отдела MIT, объявил, что Махмут Йылдырым («Зеленый») был захвачен MIT после допроса в полицейском управлении Анкары.

Абдулкадыр Айган, бывший информатор, проживающий в Швеции, в 2004 году дал интервью на эту тему Озгюру Гюндему. В беседе, которая содержала признания о многих нераскрытых убийствах и структуре JİTEM, Айган сказал, что он был частью команды JİTEM, которая совершила убийство Мусы Антера, и что это преступление было спланировано Махмутом Йылдырымом («Зеленым»). В 2009 году особо уполномоченная главная прокуратура Диярбакыра приняла признательные показания Абдулкадыра Айгана и возобновила расследование.

Был выдан ордер на арест информаторов Джамиля Ишика, Али Озансоя, Абдулкадыра Айгана, Хамита Йылдырыма и Махмута Йылдырыма («Зеленого»). Хамит Йылдырым был задержан 29 июня 2012 года. После ареста Йылдырыма 2 июля 2012 года срок давности по делу не истек. Обвинительное заключение от 25 июня 2013 года, подготовленное в результате начатого расследования, было принято 7-м Высшим уголовным судом Диярбакыра 5 июля 2013 года. Первые два слушания состоялись 31 июля и 1 августа 2013 года в том же суде.

ЕСПЧ: убийство не расследовано государством

Однако в период до ареста Йылдырыма, по заявлению семьи Мусы Антера в 2006 году, ЕСПЧ постановил, что убийство писателя было совершено государственными чиновниками, по крайней мере, с их ведома, и из-за отсутствия со стороны государства должного расследования Турция нарушила статью 2 Европейской конвенции о правах человека.

Объединение с основным делом JİTEM

В 2015 году первый уголовный суд Диярбакыра решил объединить основное дело JİTEM с делом об убийстве Мусы Антера в 6-м Высшем уголовном суде Анкары. Нури Лимит, который был заслушан в качестве свидетеля спустя 28 лет на 14-м слушании, состоявшемся в 6-м Высшем уголовном суде Анкары в июне 2020 года, сказал: «Я знаю, что в Диярбакыре была структура под названием JITEM; попавшие к ним в руки не выживали». Судебный процесс был перенесен с 21 октября 2020 года на 20 января 2021 года. Хотя заявление Айгана на слушании, состоявшемся 20 января, все еще не было принято, адвокат по делу Селим Окчуоглу потребовал, чтобы бывший начальник полиции Анкары Заки Чаталкая был заслушан в качестве свидетеля. Суд решил запросить информацию по месту проживания Чаталкая и продлить ордер на арест в отношении обвиняемого Хамита Йылдырыма. Следующее слушание дела перенесено на 7 апреля.