Турция

ДПН: лидеры ЕС хотят «перезагрузки» отношений с Турцией «позитивной повесткой»

ДПН просит ЕС сделать нечто большее, нежели очередное заявление об обеспокоенности, пересмотреть и обдумать центральное место прав человека и демократии как ключевого нюанса в той «позитивной повестке», которую ЕС хочет от Турции – страны-кандидата.

Фелекнас Уджа и Хишияр Озсой, соспикеры Демократической партии народов (ДПН) в сфере международных отношений, опубликовали заявление по поводу недавней встречи лидеров Европейского союза и президента Эрдогана.

Приводим текст заявления:

«Мы регулярно предоставляем международному сообществу информацию о политике, которую проводит правительство Турции, подрывая универсальные демократические ценности и наступая на права человека в Турции с 2015 года. Полуночный выход из Стамбульской конвенции указом президента и дело о закрытии ДПН – лишь самые последние шаги, предпринятые для уничтожения остающихся следов демократии и прав человека. Мы внимательно наблюдаем за тем, как лидеры ЕС пытаются «перезагрузить» отношения с Турцией с «позитивной повесткой», несмотря на очевидное разрушение демократии, главенства права и прав человека правительством.

Как мы уже заявляли на различных международных площадках, ДПН полностью поддерживает вступление Турции в Европейский союз, и это принесет выгоду обеим сторонам. Турция, которая примет универсальные демократические принципы, права человека и главенство права, станет сильным участником ЕС. Однако, как известно представителям ЕС, Турция далека от того, чтобы стать настоящим демократическим государством. Напротив, это страна, где ежедневно нарушаются такие фундаментальные права человека, как свобода высказывания и свобода прессы. Большинство жителей страны не чувствуют себя в безопасности, оппозиционные политики, представители гражданского общества, любой, кто осмеливается критиковать правительство, получают ярлыки террористов или изменников и жестоко караются. Это страна, где избранные члены парламента и мэры оказываются за решеткой по фальшивым обвинениям, и где присоединиться к ним – лишь вопрос времени. Мы призываем вас обратить внимание на тот факт, что большинство людей в Турции, которым принесет пользу присоединение к Европейскому союзу, были тем не менее «глубоко озабочены» встречей на высоком уровне, прошедшей с участием президента Эрдогана и лидеров ЕС, как возможной линией поддержки президента Эрдогана, его ультранационалистических союзников и его антидемократической и репрессивной политики.

ДПН верит, что отношения Турции и ЕС могут и должны улучшаться; мы готовы предложить сделать для этого все, что в наших силах. Мы полагаем, что ключевые вопросы модернизации Таможенного союза должны решаться параллельно с улучшением в сферах прав человека, главенства закона и демократии. Без стандартов демократии и прав в Турции не может быть устойчивых экономических улучшений. Несмотря на некоторые заявления о том, как ценятся права человека и главенство закона, сделанные лидерами ЕС после этой встречи, мы подозреваем, что сотрудничество преимущественно в сферах экономики, геополитики и безопасности в рамках привилегированного партнерства приведет к тому, что эти ценности будут проигнорированы. Их игнорирование повредит не только возможностям будущей турецкой демократии, но и самому ЕС как союзу, игнорирующему или действующему в противоречие с собственными принципами, на которых он был основан. Мы полностью согласны с постоянным докладчиком Европейского парламента по Турции Начо Санчесом Амором и председателем парламентской делегации ЕС-Турция Сергеем Лагодинским, подчеркнувшими следующее в совместном заявлении для прессы 24 марта.

Послание, которое получила Турция, опасно и неправильно: права человека и главенство закона менее актуальны для ЕС, нежели геополитические интересы. Эта метод коммуникации серьезно вредит авторитету ЕС и его международному имиджу, передавая обескураживающее послание большому проценту проевропейских и продемократических граждан Турции, которые все еще имеют надежды на ЕС… Мы решительно поддерживаем усилия, направленные на деэскалацию напряжения в Восточном Средиземноморье и между ЕС, его государствами-членами и Турцией, и мы твердо верим в необходимость наилучших возможных отношений с Турцией. Однако, и в особенности потому, что Турция – не «третья» страна, а страна-кандидат на вступление в ЕС, эту цель нельзя преследовать любой ценой. Права человека и главенство закона нельзя приносить в жертву на алтарь «реальной политики».

Народы Турции заслуживают лучшего, нежели обращения, как с гражданами «партнера по бизнесу», и каждый гражданин заслуживает лучших стандартов – уважения к демократии и правам человека. Конечно же, ЕС должен попытаться улучшить отношения с Турцией, но народы Турции не должны воспринимать тот способ, каким этого пытаются достичь, как поощрение политики репрессий, с которой сталкиваются на ежедневных основаниях. Само собой разумеется, восприятие – уже составная часть реальности. Мы просим ЕС сделать нечто большее, нежели заявления озабоченности, и пересмотреть и обдумать центральное место прав человека и демократии как ключевого нюанса в той «позитивной повестке», которую ЕС хочет от Турции – страны-кандидата».