«Больных заключённых оставили умирать»

Озге Озберк, больная заключенная, содержащаяся в женской тюрьме закрытого типа в Синджане, страдает от опухоли головного мозга, потери равновесия и слуха. «Больных заключенных оставляют умирать», — сказала ее родственница Михрибан Экинджи.

Несмотря на все попытки и призывы, в Турции не выпускают из тюрем больных заключенных. Согласно отчету, опубликованному Ассоциацией по правам человека (АПЧ) в 2022 году, в стране насчитывается 1517 больных заключенных, 651 из них — страдают от серьезных заболеваний. За первые пять месяцев 2023 года в тюрьме умерли 15 больных заключенных. Шакир Туран — последний погибший. Находясь в Эрзинджанской тюрьме закрытого типа L, он умер от рака горла, потому что его не освободили для прохождения лечения. Институт судебной медицины (ИСМ) продолжает готовить отчеты, в которых говорится, что больные заключенные «могут оставаться в тюрьме». Поэтому многие тяжелобольные политические заключенные остаются в тюрьмах.

«ИСМ заключил, что она может оставаться в тюрьме»

Озге Озбек — одна из больных политических заключенных. В 2011 году 11-й Высший уголовный суд Анкары приговорил ее к шести годам и трем месяцам тюремного заключения по обвинению в «членстве в террористической организации». 27 октября 2020 года она перенесла открытую операцию на головном мозге в стамбульской больнице «Аджибадем». После этого Верховный суд оставил ее приговор в силе. 24 декабря 2021 года Управление здравоохранения учебно-исследовательской больницы Дарика подготовило отчет, в котором говорилось, что она не может оставаться в тюрьме. Несмотря на это медицинское заключение, Институт судебной медицины подготовил отчет, в котором говорилось, что «она может остаться в тюрьме». Озге Озбек была арестована и отправлена в тюрьму для отбывания наказания.

«Она страдает от потери равновесия»

У Озге Озбек много опухолей в головном мозге, и она страдает эпилепсией. По словам ее родственников, из-за своего заболевания она часто страдает от головной боли, потери равновесия и слуха. 10 июля она почувствовала слабость из-за потери равновесия и ударилась головой о землю. Озге была переведена в больницу; однако ее перевели обратно в тюрьму, несмотря на то, что ее состояние было тяжелым.

«Состояние ее здоровья ухудшается2

NuJINHA побеседовали с Михрибан Экинджи, одной из родственниц Озге Озбек, о состоянии ее здоровья. «Ее здоровье ухудшается. Сейчас у нее около десяти опухолей в головном мозге. Кроме того, она страдает от потери слуха на 78%. Когда она упала и ударилась головой, ее перевели из тюрьмы в больницу. Там врачи сказали ей, что в ее головном мозге было около десяти опухолей. Она страдает от потери равновесия, и у нее трудности с речью», — рассказала нам Михрибан Экинджи.

«Политзаключенные лишены своих прав»

Михрибан Экинджи подчеркнула, что политических заключенных лишают всех прав: «Таких больных заключенных, как Озге, тысячи. Политика, проводимая в отношении Мехмета Амина Озкана (84-летнего больного политзаключенного, который был освобожден из тюрьмы после 27 лет тюремного заключения), также проводится в отношении тысяч больных заключенных. Все больные заключенные должны быть немедленно освобождены. Озге — моя племянница, и сейчас в тюрьме тысячи таких, как она. Десятки больных заключенных погибли в тюрьме из-за отсутствия лечения».

«ИСМ предвзят к курдам»

Михрибан Экинджи считает, что ИСМ предвзят при подготовке отчетов о курдских заключенных. Она призвала Министерство юстиции выполнить свой долг: «В то время как в отчетах, подготовленных больницами, говорится, что больные заключенные не могут оставаться в тюрьме, заключения ИСМ говорят об обратном. Это политика в отношении курдских заключенных. Курдский народ не имеет права на жизнь ни в тюрьме, ни за ее пределами. Озге была приговорена к шести годам и трем месяцам тюремного заключения за участие в пресс-конференции, когда она была студенткой университета. Вынесенный ей тюремный приговор несправедлив, и теперь ей не дают получить лечение. Министерство юстиции должно выполнить свой долг в связи с этой ситуацией. Оно должно немедленно предпринять шаги по освобождению больных заключенных».