После попытки государственного переворота 15 июля 2016 года Турция изменила свою стратегию так называемой «борьбы с терроризмом», сосредоточив внимание на операциях поближе к источникам того, что власти считали предполагаемой угрозой. Эта стратегия была применена, в частности, против Рабочей партии Курдистана (РПК). Высокопоставленных членов РПК часто пытались уничтожать на территории Сирии и Ирака с помощью разведывательных сетей, работающих на Турцию, нанося удары с беспилотников.
Однако, похоже, что эта же стратегия не применяется в случае ИГИЛ*. Последней сколько-нибудь значимой операцией властей против ИГИЛ был захват и возвращение Касыма Гюлера из Сирии 21 июня 2021 года. Гюлер выполнял роль так называемого «губернатора» Турции от ИГИЛ. В своих показаниях задержанный рассказал, что после того, как ИГИЛ потеряло свои территории в Сирии, группировка решила вновь обосноваться в Турции по распоряжению самопровозглашенного халифа и бывшего лидера ИГИЛ Абу Бакра аль-Багдади. Решение было принято до ликвидации последнего.
Столкнувшись с действующими ячейками ИГИЛ в пределах своих границ, Турция реагирует на потенциальные угрозы, исходящие от этой группировки, медленно. Кажется, что её не слишком волнуют и несовершенства работы судебной системы с подозреваемыми в принадлежности к ИГИЛ, и бедственное положение езидов, которые до сих пор находятся в плену у некоторых боевиков ИГИЛ, разместившихся в Турции. Я уже много писал на эти темы, и теперь я выделю некоторые тенденции, которые отсутствуют в национальном дискурсе – и этот факт поразителен, учитывая серьезность ситуации.
Езиды, удерживаемые членами ИГИЛ в Турции
После геноцида в Шенгале, устроенного в 2014 году, многие езидские женщины и дети все ещё остаются в плену у боевиков ИГИЛ и подвергаются сексуальному насилию. Их палачи живут в Турции и ряде других стран, хотя их число остается неизвестным. Члены ИГИЛ продают и покупают езидских женщин и детей, похищенных ими в Шенгале.
Некоторым езидским семьям иногда удается связываться со своими родственниками и детьми, находящимися в плену у ИГИЛ. Родители добиваются их освобождения без участия полиции и других правоохранительных органов. Некоторые езидские семьи идут таким путем из опасения, что, сотрудничая с властями в Турции, члены ИГИЛ могут узнать о попытке освободить их близких и причинить тем вред или убить человека, которого пытается спасти его семья.
Когда член ИГИЛ пытается продать езида в рабство или общается с семьями езидов, желающими «купить» свободу своего родственника, в дело вступают так называемые «надежные посредники». Эти люди часто занимаются преступной деятельностью, такой как торговля наркотиками, вымогательство, насилие. Нередко они также состоят в ИГИЛ, особенно те, кто занялись своей деятельностью с 2011-2012 годов; хотя, обычно они не полностью адаптировались к правлению экстремистской группировки. Эти преступники возвращались в Турцию через нелегальные маршруты с «военными трофеями» (которые могли быть человеческими – женщиной или девочкой-езидкой).
Обмен обычно начинается с того, что «надежный посредник» забирает пленную женщину или несовершеннолетнего из дома боевика ИГИЛ. После нескольких смен транспортных средств, чтобы избежать слежки и поимки, женщину или ребенка привозят в заранее указанное место. Затем их передают родственникам. Выплаты членам ИГИЛ делают семьи жертв, в основном в криптовалютах. Иногда посольство Ирака в Анкаре вмешивается в ситуацию и готовит документы для спасенных езидов, чтобы те могли вернуться в Ирак.
Спасательные операции, которые я освещал
В 2018 году иракский туркоман, который был высокопоставленным членом ИГИЛ (в ранге «эмира») из Тель-Афара, снял квартиру в районе Кечиёрен в Анкаре. Многоквартирный дом находился на улице прямо рядом с местным полицейским участком. «Эмир» переехал туда вместе со своей женой, четырьмя детьми и езидской пленницей, которой было 14 лет на момент ее захвата ИГИЛ в 2014 году.
После насилия она забеременела и родила ребенка. Тогда «эмир» часто ездил в Ирак и обратно. Человеком, который нашел езидку, был ее брат, который после многолетних усилий смог проследить путь своей сестры из Мосула в Анкару. Он незаметно сфотографировал сестру с ее 8-месячным младенцем в один из редких случаев, когда та вышла из квартиры.
Затем он обратился в полицию с собранной информацией. Это привело к задержанию члена ИГИЛ и его жены, хотя позже те были отпущены на основании «отсутствия жалоб». Однако, имеющихся доказательств похищения, пыток и изнасилования было достаточно для начала публичного судебного разбирательства.
В другом случае, произошедшем в районе Синджан в Анкаре, 24-летняя езидка, попавшая в рабство, была спасена после того, как ее родственники из Австралии (которые и сами просят политического убежища) выкупили ее в соответствующей информационной сети. Женщина пребывала в плену в одном из домов в Синджане в течение 10 месяцев. Её систематически подвергали изнасилованиям. На ее теле были обнаружены следы пыток в виде ожогов от сигарет и порезов от бритвы.
Согласно тому, что мне удалось узнать от езидской общины, её продавали дважды. В 2018 году ее фотография была размещена в Интернете на виртуальном рынке рабов, и её купили примерно через час. Покупателем был иракский туркоман, член ИГИЛ, в то время находившийся в Мосуле.
Этот человек часто ездил в Турцию. Он привез порабощенную езидку вместе со своими двумя женами и четырьмя детьми жить в квартиру в Синджане. В 2020 году в Ираке заплатили за ее освобождение, и женщина была передана «надежным посредникам» в Анкаре.
Отдельная попытка спасения заняла три года. Хадия Хусейн Зандинан была беременна, когда ее пленили во время вторжения ИГИЛ в Шенгал в 2014 году. Два года спустя Хадия и ее дочь были выставлены на продажу в даркнете, и ее родственники заплатили около 17 000 долларов США за их освобождение.
Оказавшись на свободе, Хадия пожелала выяснять судьбу своих похищенных сына, мужа, матери, отца и трех братьев и сестер. В 2017 году двух ее братьев и сестер разыскали в Кыршехире. Когда иракская туркоманка отправилась регистрировать двух детей, 9 и 11 лет, чиновник заподозрил, что она не была их матерью, и инициировал процессы, которые привели к привлечению сотрудников посольства Ирака.
Впоследствии выяснилось, что дети были езидами. Они получили государственную защиту. Кроме того, посольство Ирака зарегистрировало детей и выложило их фотоснимки на сайтах организаций, которые помогают семьям найти пропавших езидов. Хадия узнала в них братьев, но, несмотря на поездку в Киршехир, не смогла воссоединиться с ними из-за юридических препятствий.
Тест ДНК, необходимый Хадии для получения законного опекунства, показал совпадение, но власти потребовали от неё предоставить доказательства того, что родители братьев и сестер умерли. Эти процедуры положили начало судебной тяжбе, которая длилась три года. Их история привлекла внимание международной общественности. Её публиковали на разных языках.
Наконец, благодаря широкому политическому вмешательству президент Турции Эрдоган передал езидских детей президенту регионального правительства Курдистана Нечирвану Барзани 4 сентября 2020 года в Анкаре.
В другом случае семилетняя девочка была выставлена на продажу в феврале 2021 года. Соответствующее объявление в Интернете было удалено примерно через пять минут. Полиция, отслеживающая различные незаконные действия в даркнете («темной паутине»), выдавала себя за семью ребенка и предлагала высокий выкуп. Тем временем подразделение по борьбе с киберпреступностью определило IP-адрес разместивших объявление людей. Ребенок был спасен по адресу в районе Кечиёрен в Анкаре, а подозреваемые из ИГИЛ были арестованы.
Джихадисты, вернувшиеся из Сирии
Помимо пленных езидов, в стране присутствуют и сами боевики ИГИЛ. Десять лет тому назад люди со всего мира, которые желали вступить в ряды ИГИЛ и делали это, часто использовали маршруты через Турцию в Сирию. После поражения группировки в 2017 году те же маршруты стали использоваться в обратном направлении.
Возвращавшиеся обратно джихадисты и сочувствующие ИГИЛ из Турции были сторонниками сирийских и иракских боевиков. Эта поддержка способствовала тому, что в Турции укрывали и размещали многих иракских и сирийских боевиков.
Теперь вернувшиеся члены ИГИЛ проживают в таких турецких провинциях, как Антакья, Батман, Бурса, Диярбакыр, Газиантеп, Кайсери, Кыршехир, Конья, Ялова и Йозгат. Наиболее крупные группы находятся в Анкаре и Стамбуле, согласно данным, которые можно почерпнуть из обвинительных заключений, а также на основе общедоступной информации о местах проведения антитеррористических операций против ИГИЛ.
Районы Анкары Чубук, Синджан и Пурсаклар, а также микрорайон Сарай стали популярными местами проживания ИГИЛовцев из других стран. В этих районах и кварталах расположены школы, в которых ведется незаконное обучение в соответствии с воззрениями джихадистов.
Кроме того, Кыршехир стал местом, которое выбирают для своего проживания близкие родственники и соратники бывшего лидера ИГИЛ аль-Багдади, который уже был ликвидирован. Силы безопасности часто проводят контртеррористические операции в Кыршехире, но здесь до сих пор сохраняется значительное присутствие ИГИЛ.
В Стамбуле члены ИГИЛ также находят себе места проживания в консервативных районах. Согласно заявлениям МВД Турции, почти все участники преступной сети ИГИЛ, задержанные в ходе контртеррористических операций в Стамбуле, были гражданами Ирака или Сирии.
Жены и дети
Общеизвестно, что жены и дети членов Свободной сирийской армии (ССА) живут в стамбульском районе Башакшехир. Ни для кого не секрет, что боевики ССА успели обосноваться в Стамбуле, а также в других городах. Многие из них получили гражданство Турции. Нередко сирийские и иракские боевики ССА, выбравшие Турцию местом своего проживания, зарабатывают на жизнь контрабандой людей.
Эти контрабандисты – один из немногих доступных вариантов для семей, желающих ввезти своих дочерей, невесток и внуков в Турцию неофициально, не регистрируя их в правовой системе. По моим данным, бабушки и дедушки, а также семьи, отчаявшиеся забрать своих родственников из лагерей беженцев Хол и Рож, действующих под управлением Сил демократической Сирии (СДС), платят членам ССА от 40 000 до 50 000 евро за их вывоз с территорий этих лагерей.
Многие старшие родственники, живущие в Анкаре и Стамбуле, вывезли своих дочерей и внуков в Турцию через эти контрабандные сети. Благодаря своим репортажам я поддерживаю контакт с такими семьями и встречаюсь с людьми, которые попали в Турцию таким образом, когда за них заплатили родственники. Посещая эти семьи, я вижу, что дети вернувшихся в Турцию людей не хотят снимать белые халаты в стиле энтари, в которых они росли под властью ИГИЛ.
Я также видел, как эти дети играют с большими кухонными ножами и разыгрывают шуточное повешение, когда один накидывает веревку на шею другого. В личных беседах с их матерями я спрашиваю, получают ли они психологическую помощь для своих детей, которые прошли через военное и религиозное обучение, живя под властью ИГИЛ.
Ни матери, ни дети не получают никакой психологической поддержки или помощи и продолжают вести сугубо частную жизнь, отрезанные от общества в целом.
Контртеррористические операции, как правило, касаются иностранцев
Несмотря на ежемесячные антитеррористические операции против ИГИЛ и сообщения в СМИ о задержании людей, которые могут иметь отношение к этой организации, информации о том, сколько боевиков, пойманных в ходе таких операций, затем привлекаются к ответственности, достаточно мало. В случае, если предполагаемый член ИГИЛ привлекается к ответственности и получает обвинительный приговор, довольно часто его адвокаты используют положение о деятельном раскаянии в Уголовном кодексе Турции, которое сокращает срок тюремного заключения для осужденных.
Некоторые обвиняемые могут вернуться к своей обычной жизни под судебным контролем. Многие члены ИГИЛ, воспользовавшиеся положением о деятельном раскаянии, продолжают вести относительно спокойную жизнь в своих районах, управляя или работая в организациях малого бизнеса. Антитеррористические рейды и судебные процедуры не мешают боевикам ИГИЛ скрываться, переводить деньги и заниматься контрабандой людей.
При оценке гражданства лиц, задержанных в ходе контртеррористических операций, выясняется, что подавляющее большинство из них – иностранные граждане, преимущественно иракцы, сирийцы, туркоманы и казахи. В отличие от них, члены ИГИЛ, имеющие гражданство Турции, обычно остаются незамеченными и живут, скрываясь, если только полиция не получит конкретную информацию о них или же в прессе не появятся соответствующие сообщения.
Высокопоставленные члены ИГИЛ в Анкаре
Если углубиться в несоответствия правовым процедурам, то мы увидим, что в отношении обвинительного заключения против членов ИГИЛ, которые привезли в Турцию и выставили на продажу семилетнего езидского ребенка, история которого была описана выше, было вынесено решение о секретном статусе расследования.
Мне удалось получить копию обвинительного заключения, и я обнаружил, что все трое подозреваемых, которые считаются членами ИГИЛ, были освобождены. В обвинительном заключении говорится, что граждане Ирака Анас В., Сабах А.Х.О. и Нассер Х.Р. работали под руководством Джаббара Салмана Али Фархана аль-Иссави, который был известен как фигура, близкая к ликвидированному ранее лидеру ИГИЛ аль-Багдади.
В обвинительном заключении трое освобожденных названы «старшими руководителями [террористической] организации». В документе фигурирует информация о том, что Анас и Назир возглавляли «суд над заключенными» в Фаллудже. Все трое предполагаемых членов ИГИЛ проживают сейчас в Анкаре на условиях испытательного срока.
В поисках возможности взять интервью недавно я пришел к дому Сабаха А.Х.О., который живет в районе Шентепе в Анкаре. Он отказался беседовать с журналистами. Сейчас он работает торговцем в этом районе.
По моим данным, в период с июня 2021 года по август 2022 года члены ИГИЛ в Турции выставили на продажу еще как минимум четырех езидских женщин (имена двух из них были обнародованы). Все они были проданы и возвращены своим семьям в Анкаре, а затем покинули страну.
Судя по полицейским сводкам и заявлениям министерства внутренних дел под руководством Сулеймана Сойлу, Турция не дает ИГИЛ совершать даже малейших движений, так как в стране ежемесячно задерживают десятки предполагаемых членов преступной организации. Однако, по какой-то причине эти рейды не мешают членам ИГИЛ скрываться, жить в этой стране, переводить деньги и продавать людей на территории Турции.
«Этот отчет был опубликован на сайте Bianet и подготовлен организацией Turkey recap при поддержке Фонда Генриха Бёлля в Турции и Фонда IPS Communication».
* - террористическая организация, запрещена в РФ