Всё больше и больше резонанса вызывает случай с останками Хакана Арслана, погибшего в Суре 2-го декабря 2015 года во время комендантского часа. Спустя семь лет его останки доставили отцу в сумке. В то время как ассоциация юристов Амедов (Диярбакыр) направила жалобу в связи с этой антигуманной практикой, отец Хакана Али Рыза Арслан в интервью информационному агентству «Фират» назвал случившееся «концом света».
«Никто не слышит наши голоса!»
Арслан заявил, что он пытался получить останки сына на протяжении семи лет. Он добавил, что тело сына в феврале 2021 года доставили из Сура в институт судебно-медицинской экспертизы в Стамбуле, где оно пролежало девять месяцев.
Арслан рассказал, что очень много страдал в эти годы, особенно в последние полтора, добавив: «Два раза я сдавал тест ДНК. Мы ожидали результатов вскрытия в институте 9 месяцев. В итоге я обратился в суд Амеда. Представитель власти, который, как оказалось в дальнейшем, был работником прокуратуры, передал мне кости сына в пластиковом пакете. Я не ожидал ничего подобного. Было ощущение, будто весь Амед свалился в одночасье мне на голову. Они отдали мне останки сына, которому сейчас исполнилось бы 28 лет, будь он жив, в коробке. Мне было очень тяжело. Я даже не помню, как я добрался до Эрзирума. Что я могу сказать? Я опустошён, но нас никто не слышит, мне трудно подобрать ещё какие-то слова».
Арслан сообщил, что его жена – мать погибшего – заболела, как только узнала о случившемся. Её доставили в больницу, где оказывают необходимое лечение. По словам Арслана, она не смогла принять участие в церемонии поминовения в специальном шатре, поскольку была в больнице.
Юрист, представляющий интересы семьи Арсланов, Фархат Килинч направил жалобу в отношении центральной прокуратуры Амеда. Он утверждает, что они на протяжении семи лет боролись, чтобы получить останки, и добавил, что, лично убедив прокурора, он вошёл в охраняемую зону, где велись раскопки, сопровождаемый полицейскими. Тело Арслана не удалось найти. Объясняя, что о судьбе останков Арслана они узнали лишь после появления новостей в газете, Килинч заявил: «Мы полагаем, что останки попали в ковш во время раскопок, проводимых в Суре. У нас были данные, что на черепе остались следы пуль. Я до сих пор ещё не получил возможности посмотреть отчёт об аутопсии, но, когда я сделаю это, мы направим соответствующую жалобу. Потому что нет никаких реальных свидетельств или доказательств того, что Арслан был членом незаконной организации. Согласно имеющейся информации, он являлся гражданским лицом, лишившимся жизни».
«Нас до сих пор не ознакомили с отчётом о вскрытии»
Юрист сообщил, что останки Арслана удерживали в институте судебно-медицинской экспертизы на протяжении 9 месяцев из-за отношения прокурора, добавив, что, так как в новостях сообщалось о пулевых ранениях в черепе Арслана, первым делом нужно было провести вскрытие. Он объяснил, что прокурор вначале ожидал результатов теста ДНК, взятого у отца и матери Арслана, а затем отправил останки в Стамбул для соответствующей процедуры, однако отчёт об аутопсии так и не был передан родным и юристу.
Килинч добавил, что комендантский час и столкновения датируются 2015 годом и что из Сура было привезено более чем одно тело. Отец и мать Хакана Арслана также сдали образцы ДНК вместе с другими людьми в рамках расследования в то время. Однако Килинч заявил, что, так как тело Арслана не нашли в 2015 году, сопоставление образцов не смогли тогда провести. «Отдельное расследование было начато в 2021 году. Тогда отцу нужно было снова сдать тест ДНК. К сожалению, в Турции нет банка ДНК тех, кто лишился жизни и чью личность не удалось установить, или же тех, кто был убит при невыясненных обстоятельств, поэтому для каждого расследования необходима отдельная сдача образцов ДНК».
Процедура завершена, останки переданы в сумке
Юрист Килинч заявил, что согласно специальным законам, останки должны были быть переданы родным в гробу. «Институт судебно-медицинский экспертизы выдал сертификат о смерти, однако сертификата о доставке останков так и не было выписано. В подобных случаях обязанность предоставления транспорта для перевозки останков лежит на муниципалитете. В нормальных случаях кости вначале доставляются в морг, передаются служащему, а семью привозят в офис прокурора. Также офис прокурора выдаёт оба сертификата родным и предоставляет специальный транспорт от муниципалитета, чтобы родные могли захоронить тело в течение двадцати четырёх часов. Однако все эти процедуры не были выполнены. По приказу прокурора останки Арслана были переданы родным в сумке».
Подчёркивая то, что эта практика противоречит гуманизму, Килинч объявил, что они направят специальную жалобу в отношении прокурора и соответствующих судебных властей.