Исход давно привлекшего внимание общественности дела Гези вызвал заметное возмущение. Сотни людей пришли к зданию суда Чаглаяна, призывая всех неравнодушных проявить солидарность с акцией.
Активисты сделали заявление о том, что, по сути, обвинительное заключение было подготовлено во дворце [президента Турции], там же был вынесен вердикт, а в зале суда лишь объявили о решении. Они подчеркнули, что принять это позорное решение так легко удалось благодаря молчанию оппозиции. Однако борьба будет продолжаться.
Приговор по делу Гези был объявлен в понедельник. Суд признал подсудимых виновными в преступлениях, которых те не совершали. Филантроп Осман Кавала получил пожизненное заключение с отягчающими обстоятельствами, Мюджелла Япыджи, Чигдем Матер, Хакан Алтынай, Мине Озерден, Джан Аталай, Тайфун Кахраман, Йигит Али Экмекчи были приговорены к 18 годам лишения свободы каждый.
Услышав вердикт, находящиеся в зале суда люди отреагировали на это решение, скандируя лозунги «Таксим везде! Сопротивление повсеместно!»
Адвокат Джан Аталай выступил с прощальной речью перед собравшимися в зале суда, в котором присутствовало множество полицейских, как будто суд шел над опасными преступниками. Аталай подчеркнул, что они не смирятся с этим приговором и не склонятся перед угрозой преследований. Под аплодисменты и после прощания с родственниками семерых подсудимых отвезли в тюрьму.
Предыстория
Турецкий филантроп Осман Кавала был приговорен к пожизненному заключению с отягчающими обстоятельствами в ходе так называемого процесса Гези, вызвавшего резкую критику в Стамбуле. Трое судей вынесли 64-летнему бизнесмену и правозащитнику приговор по обвинению в попытке свержения правительства. В таких обстоятельствах перспективы условного освобождения для Кавалы не существует в принципе в соответствии с действующим прецедентным правом: лица, приговоренные к пожизненному заключению при наличии отягчающих обстоятельств за преступления, которые судебная система Турции считает угрожающими «безопасности государства», остаются в заключении до физической смерти. Собравшиеся в зале суда наблюдатели сразу же отреагировали на это решение, освистав его и громко протестуя. Этот вердикт еще не окончательный, и в данной ситуации возможно подать апелляцию.
Осман Кавала находится в тюрьме строгого режима Силиври под Стамбулом уже четыре с половиной года, и все эти годы он не был признан виновным ни по одному из предъявленных ему обвинений. Турецкая судебная система и сам президент Реджеп Тайип Эрдоган обвиняют его в попытке дестабилизировать обстановку в стране. Согласно обвинительному заключению, ему вменили в вину попытку переворота в связи с протестами в парке Гези в 2013 году, а также «политический и военный шпионаж» в связи с попыткой переворота в 2016 году. В феврале 2020 года суд оправдал его по этим обвинениям.
Правозащитник Кавала всегда отрицал все обвинения в свой адрес, называя их «теориями заговора» и считая себя жертвой политических преследований со стороны правительства. На последнем слушании в прошлую пятницу он вновь категорически отверг выдвинутые против него обвинения, заявив, что обвинительное заключение изобилует «вводящими в заблуждение заявлениями». «Тот факт, что я провел четыре с половиной года своей жизни в тюрьме, – это потеря, которую невозможно возместить», – сказал Кавала, выступая с заключительным словом. Он добавил, что компенсировать это можно, «если то, через что я прошел, поможет положить конец серьезным судебным ошибкам».