Турция

Адвокаты Оджалана призывают Турцию выполнять решения Совета Европы

После того, как Комитет министров Совета Европы вынес решение по поводу тюрьмы Имралы, адвокатское бюро Asrın призвало турецкие власти как можно скорее выполнить это решение.

Адвокатское бюро Asrın, которое ведет защиту курдского лидера Абдуллы Оджалана и трех других заключенных из Имралы, опубликовало письменное заявление по поводу решения, принятого Комитетом министров Совета Европы относительно тюрьмы. «Комитет министров Совета Европы объявил результаты заседания, на котором обсуждалось неисполнение решения Европейского суда по правам человека о нарушении «права на надежду» в отношении Оджалана от 18 марта 2014 года», – говорится в этом заявлении.

 Оно продолжается следующими строками:

 «18 марта 2014 года ЕСПЧ вынес решение о том, что подзаконные акты, в которых утверждается, что пожизненное заключение с отягчающими обстоятельствами должно длиться всю жизнь, противоречат запрету на пытки, и постановил, что необходимо ввести правовые нормы для борьбы с подобной законодательной практикой. После этого постановления ЕСПЧ принял еще одно, гласящее, что аналогичные нарушения наблюдались в делах Кайтан против Турции, Гурбан против Турции и Болтан против Турции. Далее Комитет министров взял на контроль 4 дела, и ожидалось, что Турция выполнит решения ЕСПЧ.

 Считаем важным, что Комитет внес это дело в свою повестку дня, несмотря на давность. Как известно, помимо заявок, которые находились на рассмотрении в течение многих лет, в 2021 году также имели место заявки, поданные Ассоциацией юристов за свободу, Фондом прав человека Турции, Ассоциацией прав человека и Фондом исследований общества и права.

В результате встреч, прошедших в период с 30 ноября по 2 декабря 2021 года Комитет заявил, что не станет давать никаких рекомендаций на том основании, что условия содержания Абдуллы Оджалана были рассмотрены в другом заявлении в ЕСПЧ и что его дело находилось под наблюдением ЕКПП.

 Что касается права на надежду, Комитет определил, что требования решения до сих пор никоим образом не были выполнены, и добавил, что должны быть приняты без дальнейших задержек законодательные и другие адекватные меры, способные обеспечить механизм, который позволил бы пересмотреть любые дела узников, находящихся на утяжеленном пожизненном заключении, по истечении определенного минимального срока с возможностью освобождения таких заключенных по пенологическим основаниям.

 Комитет выразил обеспокоенность по поводу того, что власти не предоставили соответствующую информацию о мерах, предусмотренных для исправления нарушений, выявленных в вышеупомянутых постановлениях, и призвал их без дальнейших промедлений принять меры, необходимые для приведения действующей законодательной базы в соответствие со стандартами, установленными ЕСПЧ. Понятно, что Комитет призвал Турцию и далее черпать вдохновение в этом отношении на хороших примерах реформ, принятых в других государствах-членах ЕС; также Комитет запросил информацию о количестве лиц, задержанных в настоящее время и приговоренных к пожизненному лишению свободы без возможности пересмотра наказания на пенологических основаниях.

 Постановления ЕСПЧ, как и выводы и запросы Комитета, выдвинутые в ходе встречи, должны быть выполнены Турцией как можно скорее, а пожизненное заключение с отягчающими обстоятельствами должно быть пересмотрено с учетом человеческого достоинства.

 Очень важно, что утяжеленное пожизненное заключение, впервые введенное в Турции в связи с делом Оджалана и рассматриваемое ЕСПЧ как противоречащее запрету на пытки, обсуждалось в Комитете министров. Хотя точное число заключенных, приговоренных к утяжеленному пожизненному лишению свободы в Турции, неизвестно, некоторые утверждают, что их тысячи. Это очень важный факт, разоблачающий распространение системы изоляции и пыток Имралы.

Мы продолжим прилагать наши усилия вместе с другими правовыми и правозащитными учреждениями, ради того, чтобы добиться отмены этой основанной на пытках пенитенциарной системы, которая впервые появилась в деле Оджалана и нынче широко практикуется в современной Турции. Мы призываем всю общественность не оставаться равнодушными и распространять информацию об этой проблеме».