350 юристов из 22 стран подали заявки на посещение тюрьмы Имралы

350 юристов из 22 стран подали в министерство юстиции Турции заявку на посещение тюрьмы Имралы, где содержится в изоляции курдский лидер Абдулла Оджалан.

Сотни юристов из нескольких стран мира обратились в министерство юстиции Турции с просьбой посетить курдского лидера Оджалана и других заключенных на Имралы. Адвокаты объявили о своей просьбе общественности в заявлении для прессы в Брюсселе, Бельгия.

Юристы из 22 стран охарактеризовали нынешнюю ситуацию в тюрьме Имралы как «особую и дискриминационную форму изоляции».

Четыре адвоката провели пресс-конференцию в пресс-клубе Брюсселя по поводу заявления адвокатов.

Элен Дебати, президент Союза юристов за демократию (SAD) и член Европейской демократической ассоциации юристов (AED), Сельма Бенхелифа из Брюссельской сети прогрессивных юристов, Стефан Боонен, директор бельгийско-немецкой и французской коллегий адвокатов, и Морис Крингс, бывший президент Брюссельской коллегии адвокатов, приняли участие в пресс-конференции в качестве спикера.

Выступая перед пресс-конференцией, Махмут Шакар сказал, что 350 юристов со всего мира подписали петицию о посещении Имралы.

Дебати заявила, что адвокаты также представили подробный отчет об Имралы в соответствующие государственные органы Турции.

Дебати напомнила, что 10 июня 2022 года 775 адвокатов, зарегистрированных в 29 коллегиях адвокатов, обратились в Главную прокуратуру Бурсы с просьбой посетить тюрьму Имралы.

Согласно статье 25 Положения о посещении осужденных и задержанных, иностранные адвокаты имеют право посещать осужденных в Турции, если страна соблюдает международные конвенции, участником которых является Турецкая Республика.

Письмо турецкому министру юстиции

Дебати зачитала письмо, направленное в Министерство юстиции Турции. В письме о систематических нарушениях прав заключенных в тюрьме Имралы говорится:

«Абдулла Оджалан, Омер Хайри Конар, Хамили Йылдырым и Вейси Акташ, содержащиеся в тюрьме строгого режима Имралы типа F, незаконно лишены возможности встретиться со своими адвокатами. В то время как Абдулле Оджалану не разрешали видеться со своим адвокатом с 7 августа 2019 года, Вейси Акташу, Хамили Йылдырым и Омеру Хайри Конару не разрешали видеться со своими адвокатами ни разу с 2015 года, когда их перевели на остров Имралы.

В тюрьме Имралы с 15 февраля 1999 г. применяется специальная и дискриминационная форма изоляции. Запрет на свидания с адвокатом действовал непрерывно в течение 8 лет, с 27 июля 2011 г. по 2 мая 2019 г. В 2019 г. визиты адвокатов состоялись. После последнего визита адвоката 7 августа 2019 года запрет был возобновлен.

Следует отметить, что об Оджалане ничего не было слышно с момента последнего короткого телефонного звонка 25 марта 2021 года. Это обстоятельство вызывает беспокойство. Как юрист, внимательно следящий за событиями в Турции, я хорошо осведомлена о политических и социальных последствиях этой ситуации.

В своем отчете о посещении тюрьмы Имралы в 2019 году, опубликованном 5 августа 2020 года, ЕКПП расценил полный запрет на контакты Оджалана и трех других заключенных с внешним миром как вид лишения свободы без связи с внешним миром. ЕКПП заявил, что такое положение дел неприемлемо и противоречит соответствующим международным инструментам и стандартам в области прав человека.

Постоянное вмешательство в право на защиту и режим изоляции, наложенный на Оджалана и других заключенных, вызвали заявления организаций международного права, таких как ELDH, AED, а также критическую реакцию со стороны широкой сети юристов.

Напоминаю, что 10 июня 2022 года 775 адвокатов, зарегистрированных в 29 различных коллегиях адвокатов, обратились в Главную прокуратуру Бурсы с просьбой о свиданиях с Абдуллой Оджаланом, Хамили Йылдырымом, Омером Хайри Конаром и Вейси Акташем. Они потребовали положить конец незаконному запрету на свидания заключенных с их адвокатом в тюрьме Имралы.

Запрет на посещение адвокатами тюрьмы Имралы явно нарушает стандартные правила Организации Объединенных Наций (ООН) по обращению с заключенными (Правила Нельсона Манделы), обновленные в 2015 году, рекомендации ЕКПП и Закон Турции об исполнении наказаний (Закон № 5275). Государства обязаны обеспечить, чтобы задержанные и заключенные могли осуществлять свои права независимо от их личности и характера приговора.

Это также является нарушением прав адвокатов, изложенных в Основных принципах Организации Объединенных Наций, касающихся роли юристов, в частности, в Основных принципах № 8 и 16.

Основной принцип №8 предельно ясен: «Всем арестованным, задержанным или заключенным в тюрьму лицам должны быть предоставлены надлежащие возможности, время и условия для свиданий с адвокатом, общения и консультаций с ним без промедления, прослушивания или цензуры и в условиях полной конфиденциальности. Такие консультации могут быть в поле зрения, но не в пределах слышимости сотрудников правоохранительных органов». Аналогичным образом, Основной принцип 16 также гласит, что правительства должны обеспечить, чтобы юристы могли выполнять все свои профессиональные функции без запугивания, препятствий, преследований или неправомерного вмешательства, а также могли свободно путешествовать и консультироваться со своими клиентами как в своей стране, так и за рубежом.

В соответствии со статьей 25 Положения о свиданиях с осужденными и задержанными лицами иностранные адвокаты даже без доверенности имеют право на свидание с осужденным в Турции при условии соблюдения ими международных конвенций, к которым присоединилась Турецкая Республика.

Настойчивые усилия наших коллег в Турции против изоляции и нарушения права на защиту, по сути, являются борьбой за реализацию прав, закрепленных в международных конвенциях, участницей которых является Турция. В частности речь идет о Европейской конвенции о правах человека. Поэтому я передаю вам свое заявление о встрече с Абдуллой Оджаланом и другими заключенными, содержащимися на Имралы: Вейси Акташем, Хамили Йылдырымом и Омером Хайри Конаром».