Адвокатское бюро «Асрин»: Оджалан отказался встретиться с ЕКПП

Заявление адвокатского бюро «Асрин» по поводу абсолютного отсутствия связи с лидером Абдуллой Оджаланом гласит: «Мы слышали, что Абдулла Оджалан не присутствовал на встрече с ЕКПП во время визита делегации на остров Имралы в сентябре 2022 года».

Адвокатское бюро «Асрин» сделало письменное заявление по поводу изоляции и абсолютного отсутствия связи с курдским национальным лидером Абдуллой Оджаланом. В своем заявлении, озаглавленном «Пресс-релиз касательно условий абсолютного отсутствия связи в Имралы» говорится: «Господин Абдулла Оджалан является нашим клиентом с февраля 1999 года, а господин Хамили Йылдырым, господин Омар Хайри Конар и господин Вайси Акташ являются нашими клиентами с марта 2015 года. Они содержатся в тюрьме строгого режима. Условия, в которых они содержатся, отличаются от условий, регламентированных национальным законодательством, и они не могут воспользоваться ни одним из своих основных прав. Мы слышали, что господин Оджалан не присутствовал на встрече во время визита Европейского комитета по предупреждению пыток (ЕКПП) на остров Имралы в сентябре 2022 года», – говорится в заявлении.

Далее в заявлении говорится следующее:

«Наш клиент Абдулла Оджалан содержится в тюрьме строгого режима на острове Имралы с февраля 1999 года, а другие наши клиенты: Хамили Йылдырым, Омар Хайри Конар и Вайси Акташ – с марта 2015 года. Условия их содержания отличны от принципов, предписанных национальным законодательством, и таким образом они не обладают ни одним из своих основных прав.

НИКАКОЙ ИНФОРМАЦИИ ПОЛУЧИТЬ НЕ УДАЛОСЬ

Несмотря на то, что мы подали многочисленные заявления и жалобы по данному вопросу, законные права наших клиентов до сих пор не соблюдаются. Последний физический контакт с ними произошел в рамках семейного визита 3 марта 2020 года. После этой даты нашим клиентам не разрешали никаких физических контактов с внешним миром. Вынужденные чрезвычайными обстоятельствами, власти, в порядке исключения, дали разрешение на телефонный звонок 25 марта 2021 года, то есть через год после последнего посещения. Наши клиенты господин Омар Хайри Конар и господин Вайси Акташ бойкотировали телефонный разговор в знак протеста из-за изоляции, которой они подверглись. Телефонный разговор господина Оджалана с его братом был прерван раньше времени из-за помех. После этого проблемного контакта никакой подтвержденной информации о наших клиентах получить не удалось.

МЕХАНИЗМЫ КОНТРОЛЯ НЕЭФФЕКТИВНЫ

В течение 20 месяцев после этого телефонного разговора наши клиенты были полностью изолированы от внешнего мира и содержались в абсолютном заключении без связи с внешним миром, что противоречит универсальным правовым стандартам и национальному законодательству и приравнивается к пыткам и жестокому обращению. Хотя мы предприняли множество попыток привлечь внимание к последствиям, вызванным или могущим быть вызванными таким обращением, и добиться возмещения ущерба, к сожалению, нам не удалось достичь каких-либо результатов.

Мы подавали жалобы и обращения в Офис омбудсмена, Комиссию по расследованию не соблюдений прав человека Великого национального собрания Турции, Институт прав человека и равенства Турции, Министерство юстиции и его соответствующие департаменты, а также во многие неправительственные организации. Мы также подали заявление в Европейский суд по правам человека, Комитет по правам человека при ООН и его подразделения, созданные для борьбы с пытками. Эти обращения в основном остались без ответа и не привели к каким-либо ощутимым результатам в плане изменения практики изоляции в тюрьме Имралы. В этой связи мы хотели бы напомнить, что в 2019 году после приема членов Европейского комитета по предупреждению пыток (ЕКПП) тогдашний министр юстиции сделал заявление о том, что не существует никаких препятствий к тому, чтобы заключенные тюрьмы встречались с посетителями. На тот момент борьба против изоляции приняла форму голодовки, и ее правота была признана демократическим общественным мнением. Однако мы хотели бы подчеркнуть, что это проблема права и демократии, и поэтому мы ожидаем, что соответствующие группы, которые обещали, что возьмут борьбу в свои руки, выполнят свои обещания.

ОТЧЕТЫ СОВЕТА ПО КОНТРОЛЮ ЗА ТЮРЬМАМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПУБЛИЧНЫМИ

Ни по национальным, ни по международным правовым стандартам тюрьма не может быть полностью закрыта от внешнего мира. Уголовно-исполнительное учреждение, которое не могут посещать адвокаты и члены семьи заключенных и где не признается право заключенных на переписку и телефонные звонки, просто неприемлемо. Заключенный не может быть полностью лишен возможности общаться с адвокатом. Существует юридическое обязательство, которое требует от властей при любых обстоятельствах предоставлять минимальный канал связи. Однако, несмотря ни на что, в течение 20 месяцев мы лишены возможности даже получать новости от наших клиентов. Отчеты провинциальных советов по мониторингу тюрем, которые по закону должны посещать тюрьму каждые 2 месяца и сообщать о своих наблюдениях и выводах на месте, не предоставляются общественности.

НАС НЕ ИНФОРМИРУЮТ НИ О КАКИХ СОБЫТИЯХ, КАСАЮЩИХСЯ УСЛОВИЙ СОДЕРЖАНИЯ НАШИХ КЛИЕНТОВ

Мы не располагаем сведениями ни о доступе наших клиентов к информации, ни о том, подвергаются ли цензуре и ограничениям поставляемые им книги, ни о том, как долго они ждут, чтобы получить ежедневные газеты и журналы, имеют ли они доступ к телевидению и радио. Кроме того, нам известно, что дисциплинарные взыскания, представленные в качестве законного основания для запрета их права на прием посетителей, также использовались для вмешательства в право наших клиентов заниматься совместной деятельностью. «Надуманный» и неприемлемый характер дисциплинарных взысканий был подчеркнут в отчетах ЕКПП. Короче говоря, из-за противозаконных тенденций и политических решений мы уже 20 месяцев не можем получить никакой информации об обращении и физическом состоянии господина Абдуллы Оджалана, а также других наших клиентов, которые содержатся вместе с ним в тюрьме Имралы.

РАЗГОВАРИВАЛ ЛИ КПТ С ОДЖАЛАНОМ ВО ВРЕМЯ СВОЕГО ВИЗИТА В ИМРАЛЫ?

Между тем, единственным подходящим случаем, который мог бы разрешить наши опасения по поводу состояния абсолютной изоляции в тюрьме, был визит ЕКПП в Турцию, прошедший с 20 по 29 сентября 2022 года. В ходе этого визита, который был посвящен центрам выдворения, ЕКПП посетил и Имралы, хотя это не входило в его расписание.

ВИЗИТ ЕКПП ТОЛЬКО УСИЛИЛ НАШИ ОПАСЕНИЯ

Хотя такой визит был в центре наших требований к ЕКПП, то, как этот визит прошел на самом деле, только усилило наши опасения. По этой причине 13 октября 2022 года мы провели личную встречу с представителями ЕКПП, заручившись их согласием на нашу просьбу о встрече. На ней сотрудники ЕКПП не предоставили ни малейшей информации об условиях содержания наших клиентов и не ответили ни на один из наших вопросов. Во время встречи, которая длилась около 45 минут, должностные лица напомнили нам о процедурах, которыми обязан руководствоваться ЕКПП, сообщив нам, что они подготовят отчет о своем визите и представят его Турции, и что они могут поделиться этим отчетом с общественностью только с разрешения Турции. Из прошлого опыта мы знаем, что эта процедура занимает от одного до полутора лет. Однако в нынешних условиях, когда мы не можем получить никаких новостей от наших клиентов, такой срок может нанести непоправимый ущерб. Хотя мы, безусловно, знаем о конвенциях и процедурах, обязательных для ЕКПП, мы также знаем, что они не препятствуют представителям этой организации предоставлять информацию об условиях содержания наших клиентов, от которых мы не получаем никаких известий уже 20 месяцев.

ЕКПП ОБЯЗАНО ПРЕДОСТАВИТЬ ИНФОРМАЦИЮ

Кроме того, ходили слухи, что во время визита ЕКПП на остров Имралы в сентябре 2022 года господин Оджалан не участвовал в интервью с делегацией. К сожалению, мы не смогли подтвердить этот слух во время нашей встречи с ЕКПП. Визиты ЕКПП, по сути, представляют собой беседы с заключенными, проходящие наедине. Если эти слухи окажутся правдой, это сделает визиты ЕКПП еще более противоречивыми. По вышеупомянутым причинам, вместо того, чтобы принести какое-либо облегчение, как последний фактический визит ЕКПП, так и наша последняя встреча с ЕКПП усилили наши опасения. Его основополагающие ценности и международное право, которым он связан, требуют от ЕКПП предоставить информацию о своем посещении острова Имралы, ведь это в его компетенции.

НЕОБХОДИМО ПОЛОЖИТЬ КОНЕЦ СОСТОЯНИЮ ИЗОЛЯЦИИ

Наши периодические брифинги и запросы в ЕКПП продолжаются. Кроме того, мы обратились в Министерство юстиции с просьбой о встрече с министром, чтобы донести до него серьезность ситуации и поделиться имеющимися данными. Мы продолжаем регулярно подавать заявления в Главную прокуратуру Бурсы, Управление по исполнению наказаний и в администрацию тюрьмы, чтобы нашим клиентам в Имралы разрешили увидеться с адвокатами.

ТРЕБОВАНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЗАКЛЮЧЕННЫМ ТЮРЬМЫ ИМРАЛЫ ВОЗМОЖНОСТИ ВИДЕТЬСЯ СО СВОИМИ АДВОКАТАМИ

В этом контексте, как требование конституционных прав и всеобщего права, мы продолжаем требовать и настаивать на том, чтобы нашим клиентам было разрешено немедленно увидеться со своими адвокатами, чтобы соответствующие учреждения положительно отреагировали на наши запросы и предоставили необходимую информацию, как того требуют их обязанности. Мы представляем сегодняшнее заявление общественности в уверенности, что все, кто поддерживает основные права и свободы, будут внимательно следить за развитием событий и действовать с необходимой деликатностью, чтобы преодолеть это бесчеловечное положение вещей».