Адвокат Шакар: изоляция Оджалана – политический месседж

«Изоляция Оджалана вызывает обеспокоенность всего общества. Все граждане Турции требуют справедливости», – говорит Бюньямин Шакар, глава АЮПС.

Бюньямин Шакар – сопредседатель Ассоциации юристов в поддержку свободы (АЮПС, ÖHD). Он прокомментировал ситуацию с изоляцией национального лидера  курдов Абдуллы Оджалана, прерванный телефонный разговор курдского лидера с братом и протестную голодовку политзаключенных.

Шакар полагает, что телефонный разговор с Оджаланом был разрешен властями, дабы избежать критики по поводу изоляции.

Полная изоляция курдского национального лидера  продолжается. Политические заключенные также продолжают голодовку протеста, начатую 27 ноября, чтобы бороться с этой ситуацией и прочими правонарушениями, которые свойственны турецкой пенитенциарной системе. 25 марта, впервые за 11 месяцев, Оджалан смог сделать телефонный звонок своему брату Мехмету Оджалану. Однако разговор был прерван через 4 минуты, и больше звонков не разрешалось.

Шакар комментирует: «Г-н Оджалан находится в неволе. Имралы – не нормальная тюрьма. Все заключенные должны свободно пользоваться своими законными правами. Международные институты, в особенности Европейский комитет по предупреждению пыток (КПП) и Совет Европы, несколько раз делали заявления по этому поводу.

КПП сообщал о правонарушениях на Имралы, об изоляции заключенных [в этой тюрьме]. Также КПП заявлял, что никто не может оставаться в тюрьме пожизненно. Однако г-н Оджалан находится в крайней изоляции уже 22 года».

Оджалан – лидер миллионов

Шакар отметил: «Политические заключенные заняты протестной голодовкой с 27 ноября, разоблачая изоляцию и правонарушения в тюрьмах. Абдулла Оджалан – не обычный человек. Миллионы людей считают Оджалана своим лидером. Турецкое государство также обращалось к Абдулле Оджалану как лидеру народа курдов во время миротворческого процесса.

Ходили определенные слухи о состоянии здоровья Абдуллы Оджалана. Это провокация. Генеральная прокуратура Бурсы отрицала эти предположения. Тем не менее ее заявлений недостаточно. С Абдуллой Оджаланом должна пройти встреча, и как можно скорее».

Государство легитимизирует изоляцию

Шакар подчеркнул: «Телефонный разговор был прерван через 4 минуты. Когда Оджалан заговорил о беззаконии этого государства и сказал, что желает увидеться со своими адвокатами, телефонный разговор прекратился.

В этой телефонной беседе Оджалан утверждал, что такой разговор незаконен, а фактическая встреча должна пройти в присутствии его адвокатов на Имралы. Государство стремится легитимизировать изоляцию Абдуллы Оджалана и разрешило телефонный разговор с ним, чтобы избежать критики по поводу изоляции. Государство сообщило: «Изоляции нет, смотрите, он же может поговорить по телефону».

Требования заключенных

Шакар также коснулся продолжающейся протестной голодовки в турецких тюрьмах: «Как юристы, мы не можем предлагать никаких акций, которые могут навредить здоровью заключенных. Однако у заключенных больше нет доверия к закону. Потому они и начали голодовку протеста. Они требуют признания своих законных прав и прекращения произвола.

Это заботит не только голодающих заключенных, но и всех нас. Это вызывает озабоченность всего общества. Все граждане Турции требуют справедливости. Таким образом, все мы должны исполнять свои обязательства».