709 смертей, 8521 заключенный не вышел на свободу, бесчисленные нарушения прав
За год заключенные, живущие в условиях «изоляции внутри изоляции» сталкивались с бесчисленными нарушениями. По меньшей мере 709 политических узников погибли.
За год заключенные, живущие в условиях «изоляции внутри изоляции» сталкивались с бесчисленными нарушениями. По меньшей мере 709 политических узников погибли.
8521 человек не смог выйти на свободу в положенный срок. Кроме того, государство признало солидарность с заключенными уголовным преступлением.
В тюрьмах постоянно происходят нарушения прав человека. Пытки и жестокое обращение, ненадлежащие условия содержания, скучное питание, плохие жилищные условия, дисциплинарные наказания и строгая изоляция – это лишь некоторые из нарушений в тюрьмах. В течение года в результате этих проблем погибли тысячи заключенных.
Согласно данным Главного управления тюрем и следственных изоляторов Министерства юстиции от 1 декабря 2024 года, в Турции и Курдистане насчитывается 406 тюрем, 273 из которых являются тюрьмами закрытого типа. Вместимость этих тюрем составляет 29 942 человека.
«Количество учреждений исполнения наказаний и центров содержания под стражей должно быть сокращено в соответствии с сокращением эксплуатационных расходов, повышением качества обслуживания и современным пониманием исполнения наказания», – говорится в данных Управления тюрем и следственных изоляторов. Однако практика правительства противоречит «цели», указанной на веб-сайте.
В ноябре министр юстиции Йылмаз Тунч сообщил в парламенте, что в настоящее время ведется строительство 11 тюрем и составляется проект 21 тюрьмы на 2025 год. С другой стороны, 378 657 человек в настоящее время находятся в тюрьмах вместимостью 29 942 человека.
709 смертей за 11 месяцев
В течение всего 2024 года не было недостатка в новостях о смертях в тюрьмах. Многие заключенные и политзаключенные, чье освобождение было предотвращено из-за заключений Института судебной медицины (ИСМ) о том, что они могут оставаться в тюрьме, погибли. По данным Ассоциации по правам человека (АПЧ), за первые 9 месяцев 2024 года умерло по меньшей мере 50 заключенных. Большинство из них страдали тяжелыми заболеваниями.
Министерство юстиции также обнародовало новые данные во время обсуждения бюджета в парламенте. За 11 месяцев 2024 года в тюрьмах погибло 709 задержанных и политических заключенных.
Абдулкадир Кудай был одним тех, кого оставили умирать за решеткой. Он страдал БАС, но, вопреки серьезным проблемам со здоровьем, ему не позволили выйти на свободу. 2 октября он скончался в тюрьме закрытого типа Метрис.
Другой тяжелобольной заключенный, 68-летний Мехмет Али Бакиш, в течение многих лет проходил лечение от рака в Эрзурумской тюрьме закрытого типа Т Олту. Он не смог вынести тяжелых тюремных условий. В конце концов, его госпитализировали на медицинский факультет университета Вана, где скончался 17 января.
Вот еще имена некоторых узников, погибших в течение года: 68-летней Реджеп Кочак, 52-летний Исмет Чардак, 52-летний Мутлак Тозун, 58-летний Эргюн Акдоган, 39-летний Эрджан Чакар, Йылдырым Хан, Мехмет Али Яша, Джангиз Дал, Умит Каябойну, 71-летний Абдулмелик Окяй, 32-летний Ибрагим Богурчу, 21-летний Серхат Темизер, Салих Кайра, 88-летний Адем Джирит, Мизгин Акар, Аднан Карайигит и Джемаль Алтыпаркмакоглу.
8521 узника не отпустили на свободу
Административные советы и Советы по надзору за тюрьмами, которые вступили в силу в 2021 году, задержали освобождение многих заключенных в течение года. Неизвестно, скольким заключенным эти советы помешали выйти на свободу с момента их создания. Министерство юстиции опубликовало заявление по этому поводу в октябре. По данным министерства, освобождение 8521 человека было отложено по причине «ненадлежащего поведения».
Правозащитные организации и адвокаты утверждают, что эти комитеты ставят себя на место судебных органов. Причиной этого являются вопросы, которые задают комиссии при оценке «хорошего поведения», и обвинения, которые они выдвигают в качестве оправдания задержки освобождения. Многим заключенным сроки освобождения были продлены на таких основаниях, как «повышенное употребление электричества и воды», «неявка в комиссию», «отсутствие угрызений совести», «отказ брать книги из библиотеки» и «громкий стук в дверь». Некоторым заключенным срок содержания под стражей был продлен на три года, некоторым – на шесть лет, а некоторым – на один год.
Тяжелобольные заключенные
От нарушений в тюрьмах больше всего страдают тяжелобольные заключенные. Министерство не распространяет никаких данных о них. Согласно данным Гражданского общества, в уголовно-исполнительной системе (CISST) насчитывается 19 человек с нарушениями речи, 42 человека с нарушениями зрения, 28 человек с нарушениями слуха, 18 человек с нарушениями слуха и речи и 162 человека с ортопедическими нарушениями, то есть в общей сложности 269 заключенных-инвалидов.
По устаревшим данным Ассоциации по правам человека, в тюрьмах содержится более тысячи больных заключенных.
В стране насчитывается 5520 заключенных в возрасте старше 65 лет. Некоторые из них являются политическими заключенными. 75-летняя Хатидже Йылдыз, приговоренная к 4 годам и 2 месяцам тюремного заключения по обвинению в «финансировании незаконной организации» за отправку денег своей дочери и ее соседке по камере в тюрьме, является лишь одной из этих заключенных. Она содержится в женской тюрьме закрытого типа Бакыркей с 23 марта.
Кампания солидарности с заключенными
Другой заметной проблемой, связанной с тюрьмами, в течение года было то, что деньги, отправляемые заключенным, рассматривались как «финансирование незаконной организации». Многие люди, включая Хатидже Онаран, одного из руководителей АПЧ, были арестованы за отправку денег узникам в тюрьмах. Это также использовалось в качестве предлога для многих расследований и судебных исков. АПЧ и Ассоциация семей заключенных, заявив, что отправка денег в тюрьмы не может рассматриваться как уголовное преступление, начали кампанию «перечисления денег заключенным». В связи с этим во многих городах заключенным еженедельно отправляются деньги.
Изоляция внутри изоляции
В течение года политика изоляции усиливалась. Заключенные подвергались «изоляции в рамках изоляции» в тюрьмах типа Y, S и строгого режима, которые были построены в последние годы. По данным Министерства юстиции, в стране насчитывается семь тюрем типа S и 14 тюрем типа Y. В этих учреждениях заключенные полностью ограждены от контактов с внешним миром. Даже маленькие окна закрыты проволочными заграждениями, препятствующими проникновению солнечных лучей. Хотя камеры круглосуточно находятся под наблюдением, время проветривания заключенных ограничено одним часом в день.
В начале 2024 года Инициатива солидарности заключенных запустила кампанию по закрытию этих тюрем, которые усугубляют изоляцию. В рамках кампании перед тюрьмами и зданиями судов были проведены встречи с семьями заключенных и сделаны заявления. Кроме того, были организованы различные акции и мероприятия, направленные на повышение осведомленности против изоляции в тюрьмах.