55-летний марафон Абдуллы Оджалана: соглашение Долмабахче

Несмотря на все усилия и предупреждения, ПСР расторгла соглашение Долмабахче, которое курдский лидер Абдулла Оджалан назвал «короткой передышкой после 55-летнего марафона».

Абдулла Оджалан, который с 1993 года добивался демократического решения, чтобы курды, которые после создания республики подвергались угнетению, получили демократический статус, доносил это историческое требование в процессе диалога, который он вел с государственной делегацией в период с 2013 по 2015 год. Голодовки, начавшиеся 12 сентября 2012 года в тюрьмах против абсолютной изоляции на острове Имралы и закончившиеся на 68-й день по призыву лидера РПК, позволили ускорить диалог между Абдуллой Оджаланом и государственной делегацией, который продолжался в период с 2013 по 2015 год. Процесс решения, начавшийся с визита тогдашнего сопредседателя Конгресса демократического общества (КДО) Ахмета Тюрка и бывшего депутата от Партии мира и демократии (ПМД) Айлы Акат Ата на остров Имралы 3 января 2013 года, был инициирован Абдуллой Оджаланом. По его мнению, диалог мог привести к подлинному миру для турецкого народа.

Этот процесс, продолжавшийся на острове Имралы в течение двух лет и ставший историческим поворотным пунктом в демократическом решении курдского вопроса, пошел прахом, когда ПСР, отрицавшая 10-статейное соглашение, объявленное во дворце Долмабахче, перешла к концепции войны. Несмотря на предупреждения Абдуллы Оджалана, звучавшие на протяжении всего процесса: «Если не будет решения, в ход пойдет механика переворота», ПСР уже 9 лет продолжает боевые действия. Мы собрали оценки Абдуллы Оджалана о прогрессе, достигнутом на встречах с участием государственной делегации и делегации Имралы 4 февраля и 27 февраля 2015 года, до заключения соглашения.

Передышка в 55-летнем марафоне

На этой встрече, которую члены государственной делегации вместе с Абдуллой Оджаланом назвали «исторической», Абдулла Оджалан оценил достигнутый этап демократического решения как «передышку в 55-летнем марафоне»: «Этот стол переговоров – передышка в марафоне. Я хотел бы поблагодарить всех участников процесса. Для меня важно не место или форма, а суть. На самом деле это начало. Начало чего? В тысячелетнем истории эти переговоры очень важны».

Решение вопросов

Кроме того, Абдулла Оджалан сказал: «Это стол переговоров для демократического будущего государства и общества. Характерная черта наших принципов – понимание того, что их нельзя скомпрометировать. У них есть тысячелетняя основа. Мы говорим о решениях, к которым пришли. Сейчас мы делаем важный шаг вперед. Эти переговоры важны и для сторонников демократического общества. Мне небезразлична эта древняя культура. Я знаю, потому сам являюсь сельским тружеником. Я родом из такой семьи. Я также работал в поле. Эти переговоры важны и для людей труда. Так что все вопросы мы обсудим за этим столом».

Демократизация государства и общества

Абдулла Оджалан заявил, что ведущиеся переговоры направлены на демократизацию как государства, так и общества, и сказал, что против каждого шага, предпринятого в этом направлении, готовится переворот. Курдский лидер сказал: «Сегодняшняя встреча не останется незамеченной. Будет предпринята попытка переворота. После нашей первой встречи здесь, они устроили теракт в Париже. После каждой важной встречи происходил контрпереворот. Робоски, убийство 13 жителей деревни Хаккари и сотни других подобных случаев. Переговоры могут спасти Турцию от этого конфликта и защита ее от хаоса на Ближнем Востоке. Выработать решение на основе братства, мира и демократии. К этому нельзя относиться легкомысленно. Мы можем сделать это здесь. Самое надежное решение –  это развитие демократического общества».

Самый важный акцент: демократическая конституция

Оджалан упомянул и о демократической конституции: «Есть возможность создать демократическую конституцию. Но с ликвидацией второй группы парламента был открыт путь к диктатуре. ПСР также хочет пойти по пути гегемонистской конституции. Это понимание, в том числе закон о безопасности, в первую очередь затрагивает ПСР. Этот закон принят с целью провокации. 6-7 октября само по себе было провокацией. Принятие таких законов только усугубит проблему. Независимо от того, выйдет он или нет, для меня он обречен. Для меня важна конституция».

Статус на основе местной демократии

 Абдулла Оджалан сказал, что цель соглашения – достижение демократического статуса на основе местной демократии: «Мы стремимся к тому, чтобы все люди – общины, этносы, классы, вероисповедания – получили демократический статус. Я использую выражение «местная демократия», принимая во внимание некоторые чувствительные моменты. Это и есть местное измерение демократии. Мы также обсуждаем национальный уровень. Мы будем продвигать местную демократию в Турции. Так мы освободим наших граждан. Мы дадим новое определение гражданству. Гражданин будет свободным человеком, а не рабом государства. Сейчас есть большая путаница в определениях».

Порог конституционно-правового решения

На встрече, состоявшейся 27 февраля 2015 года, за день до заключения соглашения, Абдулла Оджалан передал свои критические замечания по поводу отношения правительства к государственной делегации следующими словами: «Мы стремимся к развитию этого процесса. Если не будет решения, тысячи людей погибнут. Я понимаю это и делаю то, что необходимо. Я не знаю, понимают ли они важность этого. Мы уже 13 лет пытаемся разработать что-то, чтобы турецкое общество больше не сталкивалось с подобными катастрофами. Мы находимся на пороге правового конституционного решения».

Демократический статус курдов

 Абдулла Оджалан сказал, что хочет добиться демократического статуса для курдов: «Демократический статус - это не государство, это статус личности. Согласно унитарному государству, каждый человек индивидуален и независим. Есть один голос. Национальное государство – это фашизм. Гитлер хотел использовать его для создания единой расы. Как Гитлер и Муссолини убивали людей, так и национальное государство убивало людей. В Турции были разработки в этом направлении, но они не соответствовали действительности. Без различий нет жизни. Вселенная стала вселенной, меняясь каждый миг. В Турции существуют идентичности, основанные на различиях. Например, существуют религиозные, этнические и конфессиональные идентичности. Невозможно создать человека без идентичности. В обществе существует множество идентичностей. Отрицать различия – все равно что отрицать образование Вселенной. Мы не хотим, чтобы в этом саду были только цветы одного вида. Даже если есть, например, один вид тюльпана, не существует единственного вида тюльпана. Здесь должны быть все виды тюльпанов. Это наша теория. Мы должны рассматривать республику на основе, где каждый может выбрать свою идентичность. Это мое решение».

Важность Ассамблеи и Мониторингового комитета

Абдулла Оджалан сказал: «Я уже заявлял, что в парламенте должна быть создана комиссия и что в ней должны быть люди из Мониторингового комитета. Если это будет сделано, я выступлю с призывом, который выйдет за рамки Декларации Науроза. Нет ничего плохого в том, чтобы читать этот текст как совместное заявление. Моя подпись – не обычная. Я отдал этой борьбе 55 лет своей жизни. Значение моей подписи должно быть известно. За этой подписью стоят 55 лет труда».

Если ПСР станет авторитарной, то она уничтожит саму себя

В ответ на обеспокоенность делегации Имралы по поводу принятия «Закона о безопасности» в то время, когда процесс диалога переходит в переговоры, Абдулла Оджалан сказал, что такая ситуация нанесет наибольший ущерб правительству. Курдский лидер продолжил свое выступление следующими предупреждениями: «Если ПСР захочет стать авторитарной, она сама себя уничтожит. Если ПСР не будет искренней, то на этот раз партизаны начнут настоящую войну. Никакого соглашения, никакого решения, никакого мира, если будет навязан фашизм, начнется война. Скажите это и им. Очень важно, чтобы вы сделали это заявление. Вы должны сделать это завтра. Завтра, 28 февраля, совпадает с годовщиной переворота. Это важно для тех, кто, как и мы, выступает против переворота».

«Мы прокладываем путь к демократической политике»

Курдский лидер продолжил свои речь о соглашении, которое должно быть объявлено в Долмабахче: «Вы можете объявить об этом как делегация ПНД и ПСР. Под ним стоит моя подпись. Государство может подписать его, а может и не подписать. Они знают. Если оно его подпишет, это будет более серьезно. Это первый этап, этап намерения. Второй этап – этап подтверждения. Он будет рассматриваться в парламенте и Мониторинговом совете, а также в Конституционном суде. Мы сделаем это в присутствии государства, в присутствии парламента. Мы спросим человека, который придет из Конституционного суда: «Соответствует ли то, что мы делаем, конституции?» Завтрашний день имеет огромное значение. Мы прокладываем путь к демократической политике. Я сделаю главные исторические заявления».