Шесть лет существования ЖОС в меняющемся обществе. Часть 1

Шесть лет назад на свет появились Женские отряды самообороны. Насрин Абдулла вспоминает прошлые дни, когда курдские женщины в Рожаве взяли в руки оружие.

Женские отряды самообороны (ЖОС) появились 4 апреля 2013 года. По случаю шестилетней годовщины основания ЖОС представительница отрядов в своём интервью Информационному агентству «Фрат» прокомментировала чего удалось достигнуть за это время.

Вы стояли у истоков создания ЖОС. Какова была та база, на которой зародились отряды?

Женщины играют стратегическую роль в борьбе за свободу и независимость народов, в обеспечении мира и справедливости в обществе. Гендерное равенство, социальная справедливость, возможность свободно существовать, участвовать в организациях, проявляя собственную идентичность – всё это очень важно для общества. Всё это мы наблюдаем в курдском обществе. Несмотря на столетия колонизации и агрессивных нападок, курдский народ сумел защитить себя. Это не является чем-то, связанным с политикой, люди просто защищали свою культуру, свои традиции и обычаи, своё право на существование. Они  были вынуждены постоянно бороться.

На протяжении истории происходило множество революций, и прошлое изобилует рассказами об этим революциях. Здесь женщины всегда принимали важное участие в процессах, будучи в авангарде движения. Даже в то время, когда не существовало специальных женских организаций, отдельные женщины оказывали серьёзное влияние на события.

В сравнении с другими частями Курдистана Рожава всегда оказывала людям поддержку, предоставляя различные возможности. Однако революции не случалось, и раньше не существовало каких-либо объединений, занимающихся организацией самообороны, в особенности это касается женщин. В истории Рожавы такая революция произошла впервые, и женщины-защитницы сыграли в ней ключевую роль. Это был исторический процесс для Рожавы.

Это была первая попытка, но мы должны рассматривать её в контексте борьбы всего курдского народа, равно как и в контексте борьбы женщин всего мира в целом и курдских женщин в частности за свои права. «Мы стоим у истоков новой истории, истории, творящейся на наших глазах», – это заявление не было безосновательным. Наш боевой опыт был получен в Рожаве, в первую очередь за ним стоят женщины Рожавы. Будучи ЖОС, мы считаем себя продолжательницами традиции борьбы женщин всего мира и курдских женщин. ЖОС создавались под руководством курдских женщин.

Рожава управлялась режимом во главе с Баас, шовинистским и тёмным. Не только женщины, но и весь курдский народ был лишен своих законных прав. У нас не было права на самоопределение, мы не имели политического статуса. Репрессивная система была настолько жёсткой, что курдам даже не позволялось жить в соответствии со своим обычаями и культурой. Случалось множество ужасных вещей, женщины подвергались насилию. Однако при всём этом население Рожавы никогда не капитулировало. Это касается и женщин, угнетаемых особенно сильно, которые продолжили бороться за свои права и сумели создать свои политические организации.

Существует ещё один важный фактор, о котором не стоит забывать: несмотря на то, что в этой части Курдистана ранее никогда не случалось революций, именно эта территория стала местом зарождения всех революций, когда-либо случавшихся в Курдистане. Абдулла Оджалан имел огромное влияние на этот регион. Он провёл много лет, пропагандируя идеологию женского освобождения среди местного населения, и его работа оказала большое влияние на женщин. Уже в то время множество женщин из Рожавы присоединилось к освободительной борьбе, многие из них пали жертвами в её ходе. Даже сегодня эффект той работы хорошо заметен. Женщины обрели уверенность в своих силах, население также обрело веру в себя. Этот фактор стал одним из определяющих в появлении ЖОС.

Как вы пришли к решению создать ЖОС?

Появление ЖОС не стало результатом какого-то приказа сверху, эти отряды появились не просто так. За ними стояла определённая научная база, научный подход. Всемирная история женщин, и женщин Курдистана в частности, была изучена и интерпретирована нужным образом. Решение создать собственные женские отряды самообороны основано на научных выводах. Чтобы обеспечить создание по-настоящему сильной организации, были проведены необходимые приготовления, заложен фундамент.

Первый вывод, к которому мы пришли ещё на самой ранней стадии, заключался в том, что существует необходимость создания специальных женских отрядов самообороны. Следующим шагом было осознание того, что подобная организация невозможна без идеологии. Недостаточно было просто собрать и вооружить женщин, им требовалась определённая идеологическая база. Если женщины не будут верить в себя и в свои силы, не будут сознательны, то ничего принципиально не поменяется. Женщины просто возьмут в руки оружие, как и мужчины. Поэтому нам была необходима идеология женского освобождения.

В целях самозащиты были созданы отряды самообороны. В условиях последующих изменений наша генеральная линия оставалась неизменной, потому мы до сих пор существуем.

Также имели место дискуссии по поводу требований к женщинам, которые претендовали на вступление в организацию, а также по поводу того, как женщины будут самоорганизовываться. В дополнении ко всему тому положительному, с чем мы имели дело, как, например, вера в наши силы, было и множество трудностей.

Каковы были трудности?

В этом регионе впервые были созданы женские отряды самообороны. Женщины захотели взять в руки оружие и защищать право на самоопределение в этой части мира. Общество поначалу не хотело принимать это решение женщин. Мы знаем, что общество в Курдистане и на Ближнем Востоке в целом, по сути, феодально. Большинство людей мыслит в духе патриархата.

На Ближнем Востоке женщину и мужчину воспринимают по-разному. Согласно этому подходу, женщина беспомощна. Она должна прожить жизнь в пределах своего дома. Женщинам внушали, что они пришли в этот мир, чтобы удовлетворять мужчин, а также продолжать род. Они должны быть при этом красивыми, хрупкими и нежными. Мужчины распространяли эту идеологию, предполагавшую мужское доминирование. Разумеется, надо учитывать и то, как вёл себя враг на этой территории, проводивший такую политику, которая не только отрицательно влияла на общество изнутри, но и калечила личность каждой конкретной женщины. 

Как вам удалось впервые создать женские отряды самообороны в обществе с заранее закреплёнными гендерными ролями?

Мы заметили, что в первую очередь нам необходима небольшая группа женщин, которая помогла бы организовать других женщин. В этом деле сыграли важную роль наши героини борьбы Варшин и Джинда. Обе сделали очень многое, чтобы убедить других женщин вступить в ЖОС. ЖОС ещё не существовали, но уже было принято решение о создании отрядов самообороны. Поэтому нужно было в первую очередь найти женщин, которые были бы готовы к вступлению в ряды бойцов, иначе само по себе принятие решения ни к чему бы не привело. Мы ходили из дома в дом, общаясь с женщинами. Мы часами разговаривали с их семьями. Иногда эти обсуждения длились несколько дней, а порой и несколько месяцев. Благодаря нашей настойчивости, мы смогли убедить многих женщин присоединиться к борьбе.

Многие женщины не были готовы к этому, потому что их воспитывали в обществе в рамках традиционных представлений о роли женщин. Их мечты не простирались дальше возможности посещения школы, обладания собственным домом, семьи с хорошим мужем. Так обстояло дело с женщинами в нашем обществе. Для нас вовлечение женщин в процесс значило не меньше, чем борьба за свободу всей нации. В плане развития сознательности мы сумели добиться успехов, это стало крайне важным для нас. Мы знали, что делаем очень тяжёлую работу, поэтому с каждой присоединившейся к движению женщиной наше бремя становилось легче. Это был успех, и он мотивировал нас двигаться дальше.

В 2012 году мы основали академию имени шахида Хабата в деревне Зихате в Дерике.

Эта академия была основана ЖОС или ОНС?

В то время ЖОС ещё не существовали. Это было время Ассоциации студентов Курдистана, академия была местом военной подготовки этой организации. Наш друг по имени Пилинг, и я работали в военной академии. Товарищ Пилинг погиб в ходе борьбы. Ни на одном из трёх курсов женщин не было. На четвёртом курсе мы решили забрать женщин из их семей, чтобы те сумели получить образование. Тогда две женщины приняли участие в обучении. Даже это было для нас большим успехом. Со временем приходило всё больше и больше женщин. Их уверенность в своих силах росла, они становились смелее. Для нас это был важный скачок в развитии.

Как вы пришли к тому, что оформили ЖОС как официальную организацию?

Со многими организациями вначале бывает так, что принимается решение об их создании, а потом они уже начинают действовать. Но с ЖОС была совсем другая ситуация. В случае с ОНС и ЖОС сам процесс организации проходил одновременно с активными действиями – участием в обороне. В 2012 году наши друзья приняли участие в сражении против Баас в Алеппо. В то время как шло формирование наших сил, они уже активно принимали участие в действиях.

То время было действительно крайне значимым для нас. Мы всё делали одновременно, получая как позитивный, так и негативный опыт. Перед тем, как было официально объявлено о создании ЖОС, эти отряды уже успели принять участие в революции, оформиться как таковые и разрастись.

Потому ЖОС быстро завоевали влияние как внутри общества, так и среди наших товарищей-мужчин. Их признали в обществе, к ним присоединялось всё больше и больше женщин, наши товарищи проявляли к нам доверие и уважение.

Все женщины, успевшие к нам присоединиться, объявили о своей готовности принести себя в жертву ради всего народа, ради этой земли и её женщин. С этой мотивацией они приходили в отряды и участвовали в битвах. С этой убеждённостью и страстью они доказали своё умение самоорганизовываться как в социальной сфере, так и в рамках военной организации. Они придавали всем уверенности.

Мы быстро завоевали доверие мужчин касательно боевых действий. Несмотря на то, что женщины не имели опыта и были совсем молоды, они оказывали положительное влияние на своих товарищей-мужчин. Мы только начинали свою борьбу, однако моральный дух наших товарищей, находящихся на фронте, сразу повысился от того, что женщины оказались рядом. Их уверенность и решительность возросли.

Наши товарищи, ответственные за организационный процесс, произвели положительное впечатление и на население. Это было очень важным для ЖОС. За короткий период времени число бойцов значительно выросло. Мотивация, которая получила распространение среди женщин, привела к быстрому увеличение числа женщин в наших рядах. Вследствие чего мы, будучи представителями штаб-квартиры ЖОС, были вынуждены провести конференцию в 2013 году. Тогда, 4 апреля 2013 года, было официально объявлено о создании ЖОС.

В самом начале революции, нас было ещё очень мало, мы только находились в стадии формирования, однако мы приняли участие во всех столкновениях и сражениях. С 2012 года ЖОС участвовали в обороне всех районов. ЖОС сражались против режима, против исламистских группировок, против аль-Нусры, против ИГИЛ* и даже против банд, поддерживаемых Турцией, как это было, например, в Африне.

Как вы оцениваете случившиеся изменения? Вы рассказали, что ЖОС были основаны курдскими женщинами. Присутствуют ли в рядах ЖОС представительницы других народов на данный момент?

С самого момента основания и до нынешнего дня в ЖОС происходили серьёзные изменения. И ЖОС, и само общество менялись. ЖОС появились под руководством курдских женщин, которые сумели наладить самоорганизацию на территории Северной и Восточной Сирии. Это коснулось не только курдского общества, но и всех народов, проживающих в регионе. ЖОС – это силы самообороны, представляющие всех женщин этого региона, и, разумеется, женщины, представляющие другие народы, также присоединялись к нам.

В рядах ЖОС есть арабки, сирийки, армянки, черкешенки, чеченки и турчанки. Здесь представлены все нации. Подход, проявленный ЖОС, позволяет женщинам всех народов найти своё место в рядах организации. Каждая женщина может найти здесь себе место.

Принципы формирования ЖОС сыграли в этом важную роль. Одним из таких принципов является то, что революционная борьба ведётся усилиями не только лишь курдского народа. Наша великая цель – это создание демократического, свободного общества, в котором будет главенствовать принцип всеобщего равенства и где не будет гендерной дискриминации. Как и вытекает из нашего самоназвания, мы являемся силой, служащей защите женщин, вне зависимости от того, к какому народу они принадлежат.

Каждая женщина может вступить в ЖОС, неважно, к какой вере она себя относит, каких взглядов придерживается, на каком языке говорит и откуда происходит.

Какие изменения произошли в ЖОС с момента их создания в военном плане – стратегия, тактика, технологии, командный центр?

Я уже говорила, что ЖОС набирались опыта и крепли в условиях реальных действий. ЖОС были основаны, опираясь на научный подход. На нашей конференции в 2013 году мы приняли решение о создании военных академий. Мы видели необходимость как в военной, так и в идеологической подготовке. До этого уже существовали академии, но они были смешанными. Мы захотели создать академии именно для женщин.

В наших академиях проходили занятия, посвящённые искусству войны, в то же время женщины набирались опыта, участвуя в реальных действиях. Оглядываясь назад, мы можем сказать, что предвидели значительные достижения как нашего командования, так и обычных бойцов.

Мы боролись против армий и против исламистских группировок, использующих партизанскую тактику ведения войны. В том, что касается оборонной тактики, мы стали экспертами. Битва за Кобане является лучшим тому примером. Ракка тоже хороший пример. Освобождение Ракки, состоявшееся при ведущей роли ЖОС, стало ответным ударом, осуществленным в рамках возмездия за то, что до этого было сделано с женщинами из Шенгала. ЖОС стали настоящим профессионалами, полноценной боевой силой.

*-террористическая организация, запрещённая на территории РФ