«Курдские деятели искусства должны обновить своё творчество в русле ценностей революции»

Известнейший певец и музыкант Халиль Хамгин дал интервью о роли культуры и искусства в создании фронта курдского национального единства.

Известнейший певец и музыкант Халиль Хамгин дал интервью о роли культуры и искусства в создании  фронта курдского национального единства.

- Курдская музыка гораздо живей и действенней отзывалась на происходящие события до ареста Оджалана. Тогда рождались сильные произведения. Многие самостоятельные курдские музыканты и музыкальные группы исполняли очень достойные песни. Эта музыка и песни живо и с любовью воспринимались публикой. Однако сейчас даже те музыканты, что успешно работали в те годы, " ушли в застой". Какова причина?

- Арест Оджалана был тяжело воспринят всеми нами и оказал влияние на все сферы нашей жизни. Очевидно, что деятели курдского искусства, как и курдские политики, должны чувствовать сильную перспективу, чтобы ещё раз объединиться и начать работать на общее дело. Кстати, не везде положение так удручающе, кое-где оно преодолено. Однако по многим причинам, в том числе, после шока и потрясения 1999 года, во многих местах до сих пор продолжается время застоя, проваливающееся в безвозвратный и постыдный кризис.

Вот уже двадцать лет мы кричим об этой боли и безысходности. Десятки раз мне приходилось выступать и писать о положении культуры и искусства, иногда призывая, иногда объясняя, иногда ругая. Пока наш голос был силён, мы не останавливались в своих усилиях. Но, к сожалению, он не был услышан.

С 80-х годов и до 1999-го Оджалан влиял на сферу культуры и искусства, прилагая усилия и конкретно занимаясь этим. Продвигая не только фронт освободительного движения, он, трудясь и  демонстрируя огромные перспективы, попытался открытием нового фронта – культуры и искусства – заложить крепкий фундамент под  образование фронта национального единства и дать ему толчок к развитию. Ради этой цели, с его личным участием, с созидательной политикой и чёткими убеждениями, он отдавал должное внимание всем родникам, питающим общество, в том числе, - искусству.

Без сомнения, если мы захотим объяснить период 1980 - 1999 годов с точки зрения тогдашнего возрождения и результативности культурной и творческой жизни, важно знать код и шифр того периода, спрятанные с усилиями и близостью к этим процессам Лидера.

В 90-е годы, при наличии перспектив, указанных Оджаланом для развития курдской культуры и курдского искусства, со всех концов света съезжались музыканты, интеллигенция, профессионалы и знатоки искусства на ежегодные конференции и съезды, на которых обсуждались различные вопросы, проблемы, пути и перспективы развития этой сферы.

- Сегодня существуют десятки курдских институтов и издательств, работающих с прессой и печатью. За двадцать лет были ли ими запущены какие-либо серьёзные проекты или публичные обсуждения относительно положения, в котором находятся курдская культура и искусство?

- Обращаясь к теме культуры и искусства, важно выделять периода: первый – начальный период (1980-1999 гг.), когда закладывался фундамент для дальнейшего движения, обсуждались  направления развития; впервые были названы перспективы, парадигма развития курдской культуры и искусства,  способы организации и методы содействия творчеству. Благодаря всему этому курдская культура и искусство переживали новое своё рождение. Второй период – после 1999 года, который показал себя, как период застоя и потери того ценного, что было найдено ранее.

Пожалуй, период становления всё ещё не закончился. От того, что было заложено в основу ради будущего, не осталось и следа. Похоже, наше мышление, активность и политическое сознание не были готовы к глобальным изменениям, которые принёс XXI век и которые оказали большое влияние на весь мир. Поэтому потрясение 1999 года вернуло нас в некий кризис, затронувший многие сферы нашей жизни. До сих пор он ещё не преодолён нами. Произведения искусства и культуры, которые подтолкнула к рождению борьба за свободу в тот период, как и этические принципы, с ответственностью должны быть переданы в достойные руки созидателей. Не должны быть забыты усилия уважаемого Оджалана и десятков погибших героев, таких, как Далиль Доган, Сафкан и Мизгинан. Всё ценное, приобретённое в тот, так много значащий для нас, период, практически не используется сегодня.

В ходе борьбы за свободу и национальные права, как нечто новое, как первый шаг и первый экзамен, были найдены многие возможности для развития искусства и исполнительства. В тот период эти новые ценности оказали влияние на каждого. По крайней мере, каждый хотел воспользоваться ими для собственной пользы.

Теперь многие занимаются искусством, извлекая пользу и ища популярности, не обращая внимания на то, что оккупационные власти душат курдскую культуру, искусство, исполнителей- курдов, лишают содержания курдские издания и оказывают давление на различные гражданские институты.

- Слушая музыку 90-х годов, понимаешь, что курдская музыка была настоящим фронтом в борьбе за свободу Курдистана. В северном Курдистане она сыграла большую роль и сама являлась частью борьбы против оккупантов и добивалась своего. Кто-то выбирает просто красивую музыку, а кто-то использует её для служения борьбе за свободу, и в этом смысле она с честью выполнила свою историческую роль в 90-е годы. По сравнению с ней, как может музыка новой эпохи открыть фронт борьбы за освобождение и раскрыться в русле национального свободолюбивого мышления?

- Истина в том, насколько быстро мы сможем преодолеть образовавшуюся пропасть между нами и теми изменениями, что принесла новая эпоха. С мышлением, способным проанализировать перспективы, которые несёт это время, результат возможен. Для угнетаемого общества, у которого отнято всё, возрождение музыки и значимого, плодовитого искусства связано с перспективой появления политики новой культуры и искусства. Если мы сможем со знанием дела, по-умному проанализировать причины и следствия застоя тех трудных лет, честно подведём итоги, то сможем извлечь для себя урок из двадцати прошедших лет и сдать свой исторический экзамен. Без сомнения, перед курдской культурой открываются широкие горизонты. Об этом периоде и роли курдской музыки в нём, предвосхищая вопросы, хочу пояснить свою уверенность и коротко напомнить: прежде всего, нужно начать строительство заново и, одновременно, проводить политику в области культуры и искусства. Это не означает отрицания приобретённых ранее ценностей. Но, опираясь только на них, отталкиваясь только от прежних методов и принципов, не получить никакого результата. Правильнее и результативнее, опираясь на реальности нового времени, на его потребности, провести обновление. Обновление и возрождение искусства – это обучение, воспитание поколения молодёжи и ответственность за неё и её чаяния. Но, к сожалению, в сегодняшней атмосфере отношение к происходящему и интересы молодого поколения, чем дальше, тем всё более ослабевают. Если коротко, фронт культуры и искусства возникнет тогда, когда придёт время необходимых изменений, когда искусство сможет привлечь к себе внимание молодого поколения. Для появления соответствующего этому времени искусства, сто из ста, необходимо участие в этом молодёжи, современной молодёжи, активизация мышления, которое способно решить поставленные временем задачи.

- Почему наши исполнители-курды не становятся созидателями чего-то значимого? Ведутся ли в их среде некие изыскания, дискуссии, попытки в этом направлении? Если нет, - почему? Если есть, - на каком уровне?

- Да, чтобы называться музыкантом или певцом, важно обладать этим ремеслом, но, к сожалению, до сих пор вокруг нас множество тех, кто называет себя человеком в искусстве, исполнителем, понимая это название, как просто – "независимый художник". Но я скажу что-то фундаментальное, что, может быть, кому-то покажется тяжёлым к пониманию, однако, прямо и правдиво: существуют "признаки этики". Когда говорят о художнике – в широком смысле слова – и плодах его творчества, представляется мир вселенной, нечто бесконечное, предостерегающее или оповещающее, умное и всеобъемлющее. Но, проще говоря, на самом деле, художник  - свет и голос правды. Эти традиции необходимо сохранять и нести своему обществу, пусть даже половину оставляя себе для поддержания правильного настроя, а половину отдавая людям. Самое важное – обратить внимание на нужды и чаяния своего народа. Я уверен, что, как только художник-курд привязывает своё творчество к внешним "маякам" и, особенно, опирается на принципы, удовлетворяющие оккупантов, тогда рвётся его связь со своим народом и обществом. Возможно, для обществ, у которых нет проблем со своей свободой, наличие красивого голоса и творческая фантазия – достаточный признак хорошего певца. Но для нации, живущей в условиях оккупации и под постоянной угрозой уничтожения, этого мало.

- Сегодня над курдами нависла реальная угроза. Можно сказать, все части общества прилагают усилия для разрешения сложившейся ситуации. Что же могут сделать творческие личности - курды в это историческое время единения и борьбы своего народа? Вы, как известнейший певец, что можете сказать в связи с этим? Действительно, что могут сделать люди искусства, чтобы подтолкнуть общество к национальному единению?

- Несколько лет назад уже была подобная попытка. Как я думаю, для творческих деятелей всех четырёх частей Курдистана нужна единая платформа, чтобы играть важную роль в деле единения нации. Некоторое время назад мы предпринимали некоторые усилия в этом направлении. Например, могу сказать, что в 2009 году я и несколько моих товарищей занимались подобной деятельностью. Особая атмосфера и позитивный настрой, образующиеся с подачи хорошего художника, возникают и в общественной среде, и на политической площадке. Только политика может возродить такое время, когда творческий человек сможет сыграть значительную роль в политической жизни общества.