Бармал Чам: «Музыка – это путь к правде и любви»

О курдском творчестве, роли музыки в борьбе за свободу мы спросили у Бармал Чам.

О курдском творчестве, роли музыки в борьбе за свободу мы спросили у партизанки, певицы и музыканта Бармал Чам.

– Уважаемая Бармал, расскажите, что для вас значит музыка?

– Музыка – это вдохновение. Она способна утолить жажду жизни. Голос, как и музыка, является неотъемлемой частью природы. Еще в утробе матери музыка способна оказать влияние на ребенка. Она может в корне изменить человека. Когда я играю на тамбуре, я вся «ухожу» в ее природу. Ноты в моем воображении превращаются в птиц, которые своим пением увлекают меня в свою правду. Для меня в этот момент сливаются и все цвета природы.

– Какую роль играет музыка в курдском творчестве?

– Музыка и сцена являются спутниками человека с древнейших времен. Как известно, именно своим творчеством и искусством народы поднимают свой жизненный уровень. Такой подъем наблюдался и в землях Месопотамии. Примитивные музыкальные инструменты изменили сознание народа. Изначально, возможно, эти инструменты не ставили своей целью воспроизведение мелодии, а всего лишь задавали некий ритм жизни. Естественно, курдский народ так же, как и все народы Месопотамии, попал под влияние музыки.

Постепенно музыка стала заполнять все сферы жизни. Например, в сопровождении музыки устраивали хороводы. Вслед за ними стало приживаться и голосовое творчество. Естественно, мы не можем отделять музыку от вокала, но голосовое пение сохранило наши традиции, обычаи и историю. В основу своих песнопений наши предки вкладывали наиболее яркие достижения своего народа. Поэтому, когда речь идет о музыке, мы должны отдельное место отвести песнопению, что впоследствии дало начало народному творчеству.

– Как музыка определяет личность человека?

– Музыка воспитывает в человеке этику и эстетику. Прекращение контакта с музыкой приводит к затормаживанию активной деятельности. В тесной связи с музыкой человек не останавливается на достигнутом. Я сделала для себя вывод, что музыка является инструментом, стимулирующим к прогрессу. Очень хочется вспомнить слова нашего погибшего товарища Хелина Мурада: «Если бы каждый человек умел играть хоть на каком-нибудь музыкальном инструменте, мы бы сейчас не имели в мире всех этих грязных войн».

– Какую пользу приносит музыка курдам?

– Курдский народ все свое творчество связывает с музыкой. Во всех сферах жизни. С детства мы росли под колыбельные наших матерей, это были азы музыки. Можно сказать, что даже в утробе матери мы слышим их мелодии. На работе в полях и на пастбищах без музыки у нас работа не пойдет. Музыка сопровождает нас в радости и горе. Даже своих усопших мы провожаем горестными песнопениями. Музыка и словесность в нашем народе говорят на одном языке. Нужно только послушать как езиды провожают в последний путь своих покойников с помощью мая: перед глазами прокручивается вся жизнь усопшего, и это очень трогательно.

В самые тяжелые времена музыка становилась вдохновением для нашего народа. Меняла судьбы людей. Начиная с Авадале Зайнике до Майрамхане, которые сыграли большую роль в жизни курдов. С музыкой мы выходим на борьбу. К примеру «Ереванское радио на курдском», аналогичное «Багдадское радио» внесли неоценимый вклад в сохранение курдской культуры. Такие имена, как Карапете Хачо, Агиде Джимо, Фатма Иса, Айшешана Иса Барвари и многие другие, подвигали курдский народ на незабываемые героические подвиги. В звуках курдской зурны можно услышать всю правду о жизни народа. Поэтому, когда начинают звучать даф и зурна, вся природа танцует под их ритмы.

– Что заставляет вас любить музыку?

– Когда мне бывает плохо на душе, то я всегда прибегаю к музыке. Она умудряется сочетать все цвета и оттенки природы и увлекает меня за собой. Свою душу я чувствую через музыку. Через нее я люблю горы, поля, свободу, борьбу. Вот они – горы, партизаны… Они для меня как целый оркестр переплетаются в красивую нотную вязь, всегда напоминая о моем детстве и всей моей жизни.

– Когда музыка заняла свое место в курдском искусстве?

– До сих пор музыкальная тема в жизни курдов широко не обсуждалась. Но есть немало источников, в которых ярко освещается курдская музыка. Археологи находили в землях Месопотамии как ударные, так и струнные и духовые инструменты. В 280 г. До н.э в Месопотамии жил некий музыкант курд Авгар, который систематизировал музыку. В Рахае находят скульптуру человека, играющего на скрипке, – она датируется 3-5 тысячилетием до н.э. Впервые в Багдаде Ибрагим Мусили открывает исламскую музыкальную школу. Его сын Искак Мусили, вдохновленный Авгаром, строит Дом музыки. Позже, на протяжении вот уже 1300 лет, курдская музыка посвящается геноциду нашего народа.

На Ближнем Востоке и в Месопотамии очень много известных музыкантов являются курдами. Например, в 1224–1294 гг. жил Сафиуддин Урмиа-ви, который изучал язык, философию и теорию музыки на Ближнем Востоке. Только сейчас армяне, арабы и турки все это присваивают. Также в 1353 – 1453 гг. жил ученый музыковед Абдулкадыр Марги, курд по происхождению. И таких имен можно перечислить много.

– Какую роль играет музыка в борьбе курдов за свою свободу?

– Первый партизан, который погиб, Али Дохан Йылдырым, был музыкантом и связал свою судьбу с нашей борьбой как музыкант. Как и наш свободолюбивый нард, наше движение также сделало курдскую музыку своим спутником. Через музыку мы передаем революционный дух своему народу. Поэтому наше революционное движение немыслимо без нашей музыки и песни.

– Как вы относитесь к современной музыке?

– К сожалению, многие творческие деятели очень легкомысленно относятся к музыке и не особо утруждают себя хотя бы даже в вокале, в чистоте пения (выговоре слов песен). Если сказать правду, то сегодня наша музыка переживает некий кризис. Сегодня очень легко и просто создаются «песни». Они появляются и тут же исчезают. Я в принципе не против попсы, но все должно иметь свои границы, это отдаляет нас от народа. В основном они опираются на техническое исполнение. Все переходит на коммерческую основу. У нас очень богатые достижения, но мы их постепенно растрачиваем. Многие популярные музыканты не знают истории народа и корней нашей музыки и искусства. Возможности сейчас у нас есть, нужно желание.

– Как должны сегодня объединяться творческие люди и какая ответственность лежит на их плечах?

– Мы переживаем трудные времена, поэтому наша творческая интеллигенция должна работать с двойной силой и быть ближе к своему народу. Их борьба очень важна для нас. Артист должен быть голосом своего народа.

В связи с этим не могу не вспомнить уважаемого служителя курдской культуры Хусейна Чивтчи, который недавно, после продолжительной болезни, покинул нас и это мир. Он навсегда останется в нашей памяти.