Адвокат Науруз Уйсал рассказывает о встрече с Оджаланом

Науруз Уйсал, одна из адвокатов Абдуллы Оджалана, рассказала о встрече в тюрьме на острове Имрали 2-го мая.

Науруз Уйсал, одна из адвокатов курдского национального лидера Абдуллы Оджалана, рассказала о встрече в тюрьме на острове Имрали 2-го мая.

2 мая 2019 года юристы из юридической конторы Асрин встретились со своим клиентом Абдуллой Оджаланом, который содержится в тюрьме строгого режима Имрали типа F. Это был первый визит адвокатов с 27 июля 2011 года, после поданных 810 запросов, с того времени и до сих пор.

Адвокат Науруз Уйсал, которая присутствовала на встрече вместе с Резаном Сарикой, ответила на вопросы агентства Фират о встрече.

Как его самочувствие?

- В целом он находится в хороших условиях, был в хорошем моральном состоянии и выглядел сильным. Г-н Оджалан не стал вдаваться в подробности, когда мы спросили, испытывает ли он проблемы со здоровьем. Наш клиент утверждает, что его приоритетом являются общественные вопросы и что он отодвинул те вопросы на задний план. Г-н Оджалан говорит, что чувствует себя молодым и сильным в умственном и духовном смысле. Он заявил, что умственно силён и старается быть сильнее.

Какое первое впечатление вы там получили?

- Мы слышали сильный голос г-на Оджалана, когда нас держали в приёмной после обыска. Он был готов, когда мы вошли в комнату для свиданий с адвокатами. Он приветствовал нас стоя, держа в руках заявление, которое мы обнародовали после встречи.

Это был ваш первый визит после 8 лет. Какие процедуры были осуществлены?

- Незаконные запретительные решения принимаются на основании судебных решений с 21 июля 2016 года. Запрет был снят тяжелым уголовным судом Бурсы после возражения, которое мы подали против запрета 13 марта 2019 года. Это новое решение было передано нам 22 апреля. В результате наших постоянных апелляций нам сообщили, что из четырёх адвокатов, подавших апелляцию на встречу 2 мая, будут допущены только двое. Мы, два адвоката, отправились в Гемлик. После обыска и нашего прибытия на остров наша встреча началась около 3 часов дня. Она длилась примерно час. В ходе встречи не было возможности обменяться документами и сделать заметки.

Как сам Оджалан оценивает эту особую систему изоляции, которая применяется по отношению к  нему?

- Тот факт, что нашему клиенту не разрешали встречаться со своими адвокатами около 8 лет, является беспрецедентным случаем, доказывающим, что он был лишен всех своих законных прав. Наш клиент неоднократно подчеркивал в своей защите, что система изоляции Имрали навязана всему курдскому народу в его лице, и что народ был заключен в тюрьму в его лице в четыре стены на острове. За последние три года ему разрешили увидеться с семьей в лице его брата лишь дважды. На последнем из этих свиданий он заявил, что эти редкие свидания не устраняют изоляцию и что всё ещё сохраняются условия полной изоляции. Однако мы знаем, что он следил за строгими условиями изоляции, навязанными обществу. Соответственно, он подчёркивал, что у общества, государства - у всех на ногах есть кандалы.

Мы можем видеть, что два семейных визита (11 сентября 2016 года и 12 января 2019 года) и один визит адвокатов (2 мая 2019 года), предоставленные за последние три года, были разрешены во время голодовки. Это яркие примеры, дающие понимание системы изоляции, которая применяется.

А как же физические условия, общая зона, зона под открытым небом, связь, телевидение и газеты? В какой степени он может получать доступ к библиотеке и книгам?

- Мы посылаем г-ну Оджалану книги, журналы и ежедневные газеты регулярно и коллективно в течение месяца. Однако во время встречи мы узнали, что ему не дали, например, газету "Ени Яшам" ("Новая жизнь"). Некоторые другие газеты нашему клиенту тоже не даются, но мы не знаем, происходит ли это ограничение на регулярной основе. Он сказал, что может смотреть телевизор, но только 7-8 каналов. Мы также узнали, что наш клиент получил только 2-3 из многих писем, которые мы ему отправили. Когда г-н Оджалан упомянул о письме, которое он послал нам, мы ответили, что не получили его.

Он сказал, что разговаривал с тремя другими нашими клиентами. Мы придерживаемся мнения, что они могут встречаться на спортивной площадке и в зоне общего пользования. Кроме того, мы уже знаем, что оставшиеся 23 часа он проводит в одиночестве.

В настоящий момент мы не знаем, находится ли библиотека г-на Оджалана в его комнате или нет. Ещё мы знаем, что он продолжает читать. Говоря о сегодняшнем дне, наш клиент сказал, что читает о княжестве Джазира и его князьях. Например, он заявил, что «Мем и Зин», которая, как известно, является историей любви, в основном рассказывает о страданиях демократизации.

Как он видит политический ход событий в Турции?

- Г-н Оджалан в настоящее время ведет более глубокую дискуссию, которая касается его прошлых концентраций. Со времен Озаля он ведёт ту же дискуссию и ту же борьбу в течение 24-26 лет. Оценки г-на Оджалана не должны толковаться как связанные с какой-либо администрацией или политической партией и не должны рассматриваться таким образом, чтобы ограничиваться политическими событиями.

Это более глубокий и исторический взгляд. Это вопросы, связанные с государством, демократией, страной и регионом. Г-н Оджалан заявляет, что находится на продвинутой стадии в своих оценках по сравнению с его концентрациями 7-летней давности. Он пытается вести эту дискуссию более историческим путем, который приведет к ещё более глубоким результатам. Г-н Оджалан следит за ситуацией в обществе как за формой углубляющейся дезинтеграции и поляризации. Он подчёркивает, что политики не смогли добиться результата за последние 3-4 года, за которые произошли ужасающие вещи.

Заявление г-на Оджалана следует рассматривать вместе с этими обсуждениями. В его публичном заявлении с 7 разделами каждый пункт можно считать отдельным разделом.

В этом смысле, по мнению г-на Оджалана, на данном этапе необходимо глубокое социальное примирение. Это должно быть примирение без поляризации и дискриминации, что означает турецко-курдское примирение, социальное примирение, политическое примирение, культурное примирение и т.д.

Особое внимание он уделяет методу демократических переговоров. В качестве примера в этом смысле он придает важное значение Европейскому Союзу и парадигме Хабермаса по этому вопросу. Наш клиент считает важным, чтобы старые ошибки не повторялись, но из них извлекались ценные уроки. Проблемы могут быть решены путём демократических переговоров. Г-н Оджалан, как истинный демократический сторонник переговорного процесса, заявляет, что метод вполне ясен. Он считает, что все, кто вовлечён в политику, должны быть готовы к ним в любое время и переговоры необходимо возобновить, поскольку иначе не будет найдено никакого решения.

Он придерживается своих взглядов и предложений касательно проблемного состояния концепций нации, Конституционного гражданства и отношений между государством и гражданином в Турции. Как было подчеркнуто в декларации, по словам г-на Оджалана, мягкая сила – это интеллект, политика и культура. Он заявляет, что невозможно было бы решить существующие проблемы старыми методами и без демократических переговоров, методом которых, безусловно, должен быть почётный мир.

Г-н Оджалан считает важным, чтобы Сирийским демократическим силам (СДС) Северной Сирии, в состав которых входят курды, арабы, сирийцы, были предоставлены гарантии в Сирийской демократической Конституции, по крайней мере, в той же степени, что и централистской системе. Он также придаёт большое значение единству Сирии. Относительно вопроса о конституционных гарантиях, г-н Оджалан отмечает, что необходимо укрепить местные администрации. Кроме того, можно было бы обсудить демократическую автономию, федеральную систему и другие вопросы. Он также придает большое значение общим политическим и дипломатическим переговорам, и региональным решениям. Он подчеркнул, что необходимо также учитывать чувства Турции. Г-н Оджалан отмечает, что не должно быть таких подходов, как в Африне или Идлибе, ссылаясь на проблему Сулеймана и дух Эшме, который он подчеркнул в декларации на Науруз 2014 года для достижения решения. Он указывает, что решения могут быть найдены методом политического примирения. Г-н Оджалан надеется, что сирийские беженцы смогут вернуться домой из Европы, Турции и других стран после формирования возможной демократической конституции Сирии.

Что касается голодовок, то он заявляет о своём уважении к их участникам, отмечая, что его подход к этому вопросу известен с 1982 года. Г-н Оджалан говорит, что голодовки были одной из влиятельных причин, побудивших его сделать публичное заявление. Кроме того, он заявил, что благодарит всех активистов, но не хотел бы, чтобы они довели их до уровня угрозы их здоровью и жизни.

Оджалан ссылается на декларацию Науруза 2013 года и позицию Имрали. Что из этого следует?

- Г-н Оджалан делает акцент на позицию Имрали и Науруз-2013 в двух пунктах своего заявления. Его ответ тем, кто интересовался его позицией в Имрали, состоял в том, что он был политическим субъектом, и это состояние было основой для демократического решения и почётного мира. Политическая власть г-на Оджалана как главного субъекта давно известна. В декларации Науруза 2013 года он делает ссылку на демократическое политическое решение и почётный мир. В своём выступлении, говоря о демократических переговорах и достойном мире, он в очередной раз напоминает о Наурузе 2013 года.

Каково положение других политических заключенных на острове? Как эта конкретная изоляция влияет на них и каково их состояние здоровья?

- Наши другие клиенты, которые содержатся в Имрали вместе с г-ном Оджаланом, находятся в тех же условиях изоляции. Им не разрешалось встречаться со своими адвокатами с момента их перевода в островную тюрьму в марте 2015 года. Им не было разрешено осуществлять свои права на общение, такие как письмо или телефон. Они также не смогли встретиться с членами своей семьи. Мы не знаем, разрешено ли им смотреть телевизор. Несмотря на то, что снятие запрета на посещение адвоката в Имрали относится и к ним, апелляция, которую мы подали на встречу с ними 2 мая, была отклонена. Когда мы спросили г-на Оджалана об их состоянии, он сказал, что они находятся в добром здравии и передал привет их семьям.

В завершение беседы, давайте передадим приветствия и благодарность г-на Оджалана всем тем, кто заботится о нем и проявляет отношение к нему, в первую очередь женщинам!