Как мы защищали Кандиль

Продолжаем рассказ участницы «Живого щита» – группы интернационалистов, противостоящих вместе с жителями Кандиля турецким бомбардировкам.

Как по расписанию, турецкие дроны исследуют территорию возле «Живого щита». Они летают так близко, что заглушают разговоры в лагере. «Большой брат» поджидает повсюду и пытается застать врасплох в любое время дня и ночи. Никто толком не знает, что сегодня придет в голову турецким военным. Как правило, вслед за дроном бомбить прилетают очень быстро. До этого кульминационного момента надо успеть спрятаться: быстро найти какую-нибудь ветку от дерева, зажать между зубами и лечь на землю вниз головой, прикрывая руками шею. Это «техника безопасности», ее первой узнают вновь прибывшие в Кандиль.

Хевал Б. приехал в Кандиль из США, и пройти краткий курс выживания не успел. Едва машина, в которой он ехал, прибыла в лагерь, началась бомбардировка. «Мы сразу бросились врассыпную, - рассказывает он. - Понятно, что надо бы сохранять спокойствие. Еще обязательно помнить и о нормах: даже во время бомбардировки женщины должны объединиться в группы с женщинами, а мужчины с мужчинами. Группа не больше трех человек должна уйти в деревню или в какое-нибудь укрытие. Чаще всего нас к себе пускают местные, многие из которых люди религиозные. Поэтому важно соблюдать правило: женщины с женщинами, а мужчины с мужчинами».

Чтобы принять участие в таком экстремальном кэмпинге, надо очень постараться. Получение визы в Башур и общение с представителями Демократической партии Курдистана (ДПК) – занятие, требующее изрядной дипломатической выдержки. ДПК определенно не заинтересована в том, чтобы гости страны узнали что-то о курдском освободительном движении. Тем не менее, население как Южного Курдистана, так и всех частей Курдистана живёт этим движением и надеется на него. Тяга к свободе пронизывает все песни и все литературные шедевры курдского народа. Изучать культурное наследие курдов невозможно без погружения в изучение истории и анализа предпосылок освободительного движения. Слишком много было пролито крови восставших, слишком героические поступки совершали дочери и сыновья Курдистана, чтобы не посвящать им песен, фильмов, стихов, поэм…

В один из дней в Кандиле была организована поездка в Дом героев. Небольшой стеклянный дом в горах украшают клумбы с розами. Люди со всего Кандиля и многие из других районов Башура собрались почтить память павших за двадцать лет в результате атак со стороны Турции. На стенах Дома – портреты погибших. Приглядевшись, понимаешь, что от турецкой армии в Кандиле погибают далеко не только партизаны. Молодые женщины, дети…  Некоторые из жертв турецких атак едва ли не грудные младенцы. Есть даже большой портрет ребенка с соской. Есть и небольшая экспозиция с вещами, принадлежавшими погибшим. Под фотографией улыбающегося пожилого мужчины традиционный курдский костюм и табак «Капитан Блэк».

В Доме героев нет ни намека на помпезность. В каждой личной вещи, принадлежащей павшим, ты видишь человека. Личное в какой-то момент стало общественным, вышло на новый, политический уровень. По этой причине «ликвидация РПК» и «борьба с терроризмом» – всё то, чем прикрывается Турция и другие страны в этой войне, есть ничто иное, как ликвидация людей и борьба именно с людьми, простыми людьми. Образ партизана, члена или даже симпатизанта РПК в какой-то момент рассеялся, стал нечетким и обрел новое лицо, которое стало таким родным каждому живущему на этой территории. 

Важное и, разумеется, не единственное значение курдского освободительного движения – дать возможность людям и в особенности молодежи найти способ вырваться из капиталистического рабства. Хевал Бруск из Рожлата – Восточного Курдистана, находящегося на территории современного Ирана. Пару лет назад ему удалось сбежать из Рожлата: «Уже будучи подростком, ты знаешь своё будущее: нищета или рабство у контрабандистов. Капитализм не предлагает альтернативы, в отличие от РПК».

Освободительное движение позволило объединить жителей не только Башура, но и всех частей Курдистана: Бакура, Рожлата, Рожавы. С горных вершин Кандиля словно лучше видишь мир. Яснее проступают искусственные границы, прочерченные государственными машинами. Разделить народы, посеять рознь, страх и ненависть, а потом эксплуатировать поодиночке – уготовленное национальными государствами развитие событий, с которым РПК не собирается соглашаться.