«Это люди стали авангардом наступления в Хафтанине»

Дениз Арарат была в Хафтанине, когда партизанские силы противостояли первым турецким войскам, пытавшимся его захватить. Она выжила после ранения и рассказывает о своих переживаниях и о погибших товарищах.

16 июня Турция значительно усилила свое крупномасштабное вторжение в район Хафтанин в Южном Курдистане (северный Ирак). Уже с 23 августа 2019 года турецкая армия безуспешно пыталась закрепиться на землях Хафтанина. Дениз Арарат принимала участие в контрнаступлении партизан, пока не была ранена. Партизанка рассказала агентству «Фират» о сопротивлении в Хафтанине. Арарат говорит, что сопротивление прошлого года заложило основу для успеха партизан в Хафтанине сегодня.

Наступление турецкой армии в августе прошлого года началось с нападения на Гелие Писаха в районе холма Партизан. Как вспоминает Дениз Арарат, турецкая армия сначала смогла занять несколько холмов, пока партизаны яростно не ответили на эти атаки и не продолжили свое контрнаступление на холмах Конферанс, Сисер, героея Мерван и героя Шехмус. В результате турецким военным пришлось отступить с холма героя Мерван, рассказывает Арарат. Это первое сопротивление гарантировало, что сегодняшняя битва в Хафтанине будет еще более эффективной. Особенно в районах Хантура и Шешдары, где турецкие военные не ожидали такого ожесточенного сопротивления и были сильно обескуражены. Районы Дюпишка и Шешдары были важными позициями для прикрытия бойцов в Хантуре. Арарат рассказывает, что она лично знала большинство тех, кто воевал там на передовой.

«Это было только начало наступательного сражения при Хафтанине, – говорит Арарат и добавляет: – Партизаны продолжат сражаться». Дениз Арарат чувствует глубокую связь с погибшими во время битвы в Хафтанине и рассказывает о некоторых из них.

Зелал – командир автономного подразделения

 «Зелал погибла недавно. Она была командиром автономного подразделения и достигла совершенства в войне в Загросе. Это было видно по ее зрелому поведению и манере говорить. Когда враг прибыл в Писаха, Зелал сказала нам следующее: «Это рай Курдистана, враг хочет вторгнуться сюда, мы должны остановить его». Все друзья, побывавшие в Загросе, знают красоту этого края, но красота Хафтанина впечатлила Зелал еще больше. Когда враг достиг Писаха, она была просто неудержимой и говорила, что врага здесь не должно быть. Когда я находилась в доме раненых, я слышала, что операция в Шешдаре была расширена. Все говорили: «Зелал снова ведет танец». Там действительно было необычайное сопротивление. Несмотря на то, что некоторые мои товарищи были убиты, враг был в шоке, несмотря на всю свою технику. Это сопротивление развивалось под руководством Зелал. Каждая акция в Хафтанине несла на себе отпечаток её личности».

Нуджан вдохновляла всех

«Еще одна из погибших героинь – Нуджан. Возможно, именно из-за нее я и присоединилась к движению. Когда я училась в школе в Измире, я познакомилась с ней на молодежной работе. Потом я снова встретила ее в Рожаве. Но только в Хафтанине я узнала ее как следует. Благодаря ей сотни молодых людей вступили в ряды партизан. Каждый человек иногда испытывает трудности, но важно учиться на проблемах. Друзья в зоне боевых действий вели упорную борьбу; все друзья в Шешдаре сражались, и многие погибли. Сколько бы вы ни рассказывали о них, этого будет недостаточно. Эти друзья стали олицетворенным ответом на атаки врага. Они показали, что враг не может просто так войти сюда».

Нуджан Сердос и Зозан Чевик – командиры Союз свободных женщин «Стар» (ССЖ-Стар)

Агит Захо – молодой боец из Южного Курдистана

«Другой пример – друг Агит Захо. О нем нужно рассказывать при каждом удобном случае. Он был молод, когда впервые столкнулся с врагом, вооруженным оружием среднего класса. Он сражался против штурмовых вертолетов «Кобра» и, несмотря на свой юный возраст, не отступал ни на шаг. Когда враг обнаружил позиции его подразделения, они были атакованы с воздуха и погибли. Когда рядом с ним пал его командир, Агит записал в дневнике: «Если я погибну, похороните меня с патронташем товарища Арнуса». И прежде чем погибнуть самому, он надел патронташ своего товарища. В этой ситуации человек чувствует себя виноватым. Эта вина может быть устранена только путем усиления борьбы. Он погиб, надев патронташ своего товарища, что свидетельствует о его верности погибшим. Этот факт очень важен. Несмотря на свой юный возраст, он быстро это понял и научился пользоваться оружием. Он был тесно связан со своей страной, со своими товарищами и полон надежд. Правительство Южного Курдистана распространяет среди молодежи утверждение, что РПК (Рабочая партия Курдистана) представляет только север (Курдистана). Такие лидеры, как Агит Захо, дезавуируют эту пропаганду. Товарищ Агит понял это и присоединился к борьбе вместе со своим дядей и восемью другими молодыми людьми».

Загрос – от Восточного Курдистана до Хафтанина

«Еще одним погибшим другом был Загрос, выходец из Восточного Курдистана. Он был в движении уже 15 или 16 лет. Именно он руководил акцией на холме Партизан, где были уничтожены 20 солдат противника. Друзья прогнали врага с холма и стали мишенью для воздушного налета во время своего возвращения с операции. Загрос всегда был готов сразиться с врагом. Он говорил: «Мы должны дать врагу такой ответ, чтобы он больше не мог оставаться здесь».

Амара: даже тень врага не может упасть на эту землю

«Амара была родом из района Серхат Северного Курдистана. Ее только недавно направили в Хафтанин, и она с энтузиазмом относилась к этому региону. Она говорила: «Даже тень врага не должна упасть на этот край. Мы не должны допустить этого. Мы не должны позволить агентам врага разгуливать здесь. Эта земля является священной». Она погибла во время операции на холме Партизан в районе Писаха.

Амара Рож

Бихарин и Дирен

«Бихарин и Дирен были двумя молодыми подругами. Несмотря на разведывательные полеты и наблюдение с воздуха со стороны врага, эти двое всегда сохраняли спокойствие. Они сделали все, что было необходимо. Они ни разу не останавливались на пути от Кесрока до Конферанса. Они проделали огромную работу. Бихарин, в частности, была лидером в наступлении в Хафтанине. Она была молода, но глядя на то, как она действовала, можно было подумать, что она занимается этой деятельностью уже много лет. Она была тесно связана с движением и погибшими. Она была в восторге от Хафтанина и сказала, что останется там».

Али Фират: «Я хочу спросить врагов, что они делают в Курдистане»

«Еще один из погибших – Али Фират. Он был новичком в этом регионе и часто говорил: «Я не должен погибнуть во время воздушных налетов. Я должен штурмовать позиции противника и спросить, что эти фашисты делают в Курдистане?». Он сделал эту мечту реальностью. Он также участвовал в боях на холме Партизан, где были ликвидированы 20 солдат врага. Его отряд состоял из трех друзей: Али, Диня и еще одного парня. Али сказал: «Я не хочу просто погибнуть и бросить товарищей и движение». После этой акции он принял участие во многих других акциях на холме Партизан. Он погиб во время воздушного налета, вскоре после возвращения со снайперской операции. Он тоже был командиром, храбрым и готовым к самопожертвованию. Он происходил из патриотической семьи и был ранее ранен в сражениях с ИГИЛ. Тем не менее, он принял участие в сопротивлении Хафтанина и боролся как герой».

Берфин и Беритан – бойцы, которые проникли на вражеские позиции

«Товарищ Берфин также принимала участие в акции на холме Конферанс. Она провела много времени и на холме Партизан. В том же районе воевала и Беритан. Двое подруг штурмовали вражеские позиции и разрушали укрепления. Так они и погибли. Их гибель демонстрирует роль женщин в событиях в Хафтанине. Там было очень мало друзей мужского пола, и женщины несли большую часть бремени борьбы».

Рюбар настаивал на участии в акции

«Я должна также сказать о Рюбаре. Его двоюродная сестра Амара погибла на холме Партизан. Хотя у него была еще одна миссия, он настоял на том, чтобы принять участие в сражении на холме Конферанс. Во время боевых действий он штурмовал позиции противника и погиб там. Эти друзья стали авангардом наступления в битве в Хафтанине. Сейчас их число увеличивается».