Сотрудничает ли «Хайят Тахрир аш-Шам» с Турцией в Идлибе

Группировка боевиков «Хайят Тахрир аш-Шам» (запрещена в России) усиливает давление на радикальных джихадистов в Идлибе, за что ее обвиняют в том, что она действуют по указке Турции.

С момента заключения 5 марта соглашения с Россией по сирийской провинции Идлиб, удерживаемой антиасадовскими боевиками, Турция значительно увеличила свое военное присутствие в регионе, в то время как ее планы заставить радикальные группировки придерживаться линии прекращения огня привели к некоторым интригующим событиям в рядах джихадистов.

Группировка «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ), доминирующая в Идлибе, заняла примирительную позицию по отношению к Турции после первоначального сопротивления открытию шоссе М4, в то время как стойкий радикальный лагерь джихадистов придерживается своей угрожающей позиции (не позволяя открывать трассу для совместного российско-турецкого патрулирования. – Прим.).

Демонстрируя прагматическое взаимопонимание с Турцией, ХТШ позволила турецкой лире циркулировать в Идлибе в качестве альтернативы падающей сирийской лире. Этот шаг не обошелся без споров, вызвав критику косвенных банковских связей с ХТШ, которую Турция официально причисляет к террористическим организациям. Однако еще более примечательно, что «Хайят Тахрир аш-Шам» предприняла шаги, направленные на обуздание или подрыв непримиримых радикалов в Идлибе.

В то время как астанинские, сочинские и московские соглашения по Идлибу призывали к ликвидации всех террористических группировок в регионе, Турция на практике по-разному относилась к ХТШ. Провластные СМИ и аналитические центры даже пытались изобразить эту группу как умеренного и разумного собеседника. В каком-то смысле Анкара склонна рассматривать любое ополчение как разумное, независимо от его идеологии и связей, до тех пор, пока оно не вмешивается в российско-турецкую сделку или не мешает (или оказывает содействие) турецким шагам на местах. Кроме всего прочего, мотив Анкары здесь – не навлечь гнев джихадистов на Турцию. Соответственно, заставить других джихадистов придерживаться линии, выгодной Туцрии, всегда было частью стратегии Турции. И до сих пор дела на местах развивались благоприятно для Анкары.

Прагматичное (ориентированное на Турцию. - Прим.) крыло ХТШ одержало верх во внутреннем расколе, последовавшем за турецко-российской сделкой, заключенной в Москве в марте, но боевики-исламисты, которые по-прежнему склонны к борьбе, обратились к альтернативным альянсам.

В середине июня вдохновленные «Аль-Каидой» (организация запрещена в России) группы «Хуррас ад-Дин», «Ансар ад-Дин», «Тансикият аль-Джихад», «Ансар аль-Ислам» и «Мукатилин Аль-Ансар» сформировали совместный оперативный центр, получивший название «Фатхбуту» («Быть стойким»). В ответ ХТШ предприняла шаги по подрыву нового альянса, который не только бросает вызов авторитету ХТШ, раздувая разногласия, но и дает России оправдание для возобновления военных действий.

22 июня «Хайят Тахрир аш-Шам» арестовала Абу Малека аль-Тали, до недавнего времени являвшегося старшим членом группировки, обвинив его в разжигании розни, мятежа и беспорядков. Ранее он перешел на сторону «Мукатилин Аль-Ансара», несмотря на предупреждения. Тали был членом Шуры – высшего органа «Хайят Тахрир аш-Шама», когда он впервые ушел из этой организации в апреле в знак протеста против изменения курса группы. Затем лидер ХТШ Абу Мохаммад аль-Голани убедил Тали вернуться. Бассам Сохьони, глава Шуры, также покинул группу в то время.

Арест Тали последовал за арестом Абу Салаха аль-Узбеки, известного бойца, который недавно перешел на сторону «Ансар ад-Дина».

Альянс «Фатхбуту» осудил аресты и сказал, что ХТШ, похоже, соблюдает Астанинское соглашение. Альянс получил поддержку от «Аль-Каиды», которая заявила, что ХТШ не является суверенным правителем Идлиба, и призвала боевиков не подчиняться приказам и сражаться вместе с «Фатхбуту».

В ответ «Хайят Тахрир аш-Шам» обвинила «Фатхбуту» в усилении напряженности. ХТШ также подчеркнула, что она – независимая группа, не имеющая трансграничных связей. Группировка запретила своим членам покидать ее без разрешения, а бывшим членам – создавать новые группы или присоединяться к существующим без разрешения.

Чтобы добиться освобождения арестованных, фракции «Фатхбуту» установили контрольно-пропускные пункты на нескольких дорогах. Напряженность переросла в смертоносные столкновения 23 июня. Посредники обеспечили сделку 25 июня, предусматривающую прекращение боевых действий и снятие блокпостов. Тем не менее столкновения вновь вспыхнули в Араб Саиде в западном Идлибе.

Тем временем два лидера «Хуррас ад-Дина» погибли в результате атак беспилотников. Группировка обвинила в этом США. Первый удар 14 июня, который, согласно «Нью-Йорк Таймс», был нанесен смертоносной ракетой типа «Хелфайр», убил Халеда аль-Арури, уроженца Рамаллы, иорданца, который помогал Абу Мусабу аз-Заркави в организации «Аль-Каиды» в Ираке, прежде чем перебраться в Сирию. В результате аналогичного удара 24 июня был убит Абу Аднан Аль-Хомси, который отвечал за логистику в «Хуррас-ад-Дине». Арури и другие влиятельные деятели покинули «Хайят Тахрир аш-Шам» после того, как эта группировка, ранее известная как «Джабхат ан-Нусра», совершила ребрендинг и заявила, что отделилась от «Аль-Каиды» в 2017 году.

В своих комментариях ранее в этом году посланник Вашингтона по Сирии Джеймс Джеффри, казалось, выступил за гибкость в отношении ХТШ, подчеркнув заявление группы о том, что они является «патриотическими борцами оппозиции», и сказал, что ХТШ не представляет угрозы, не имеет отношения к международному терроризму и сосредоточилась на сохранении своих позиций в Идлибе. В свете этих замечаний целенаправленные убийства лидеров «Хуррас ад-Дина» можно рассматривать как вклад США, который укрепляет ХТШ и облегчает бремя Турции.

В 2018 году очередной раскол побудил «Хуррас ад-Дина» и три другие фракции сформировать оперативный штаб под воззванием «Восстаньте, верующие!» под руководством бывшего командира ХТШ. Коалиция отвергла московскую сделку, назвав ее «ядовитой змеей, которая продолжает кусать руки сирийского народа». Теперь к этим группировкам присоединились «Тансикият аль-Джихад» и «Мукатилин Аль-Ансар», созданные в последние месяцы перебежчиками из «Хайят Тахрир аш-Шама». Радикалы удерживают власть в основном в районах горы Завия и равнины Габ между Идлибом и Хамой, а также в Джиср-эш-Шугуре и северо-восточной сельской местности Латакии.

Приходят сообщения, что ХТШ находится под растущим давлением Турции, чтобы предотвратить попытки этих боевиков блокировать дорогу М4, намеченную в качестве маршрута для турецко-российских патрулей, и обуздать радикальные джихадистские группировки. Соперники стали обвинять ХТШ в том, что она выполняет приказы иностранных держав, главным образом Турции.

Джихадистские группировки всегда спорили друг с другом, но теперь их ссоры объясняются шагами, предпринятыми в рамках российско-турецкой сделки. Поэтому шаги по перестройке Идлиба нельзя рассматривать независимо от намерений и инициатив Турции, которая заметно увеличила свое военное и разведывательное присутствие на местах. Однако примирительная позиция «Хайят Тахрир аш-Шама» превращает лагерь радикалов в новый центр притяжения. А решимость радикальных фракций увеличивает потенциал конфронтации с ХТШ.