Интернационализм и тюремное сопротивление

Коммуна интернационалистов Рожавы выпустила серию статей о героях-революционерах, погибших в мае, и их борьбе.

Мы публикуем статью Коммуны интернационалистов под названием: «Вспоминая майских героев: Хаки Карера, Дениза Гезмиша, Ибрагима Кайпаккая, Махмута Зенгина, Эшрефа Аныка, Ферхата Куртая и Неджми Онера. Интернационализм и сопротивление в тюрьмах».

Май отмечен героической гибелью многих важных фигур в борьбе против турецкого фашизма. Эта статья посвящена Хаки Карере, Денизу Гезмишу и Ибрагиму Кайпаккая. По национальности они были турками, однако все они были верны принципам интернационализма. Они понимали, что свобода турецкого населения не может быть достигнута без одновременной реализации свободы курдов и других национальных меньшинств, проживающих в границах турецкого государства. Героическая гибель этих товарищей служит мощным напоминанием о важности международной перспективы и о том, почему необходимо объединить всех людей в борьбе за свободу.

Многие из тех, кто погиб в мае, вели сопротивление в тюрьмах. Поскольку в турецких застенках в настоящее время более 7000 товарищей проводят голодовку, необходимо изучать корни этого сопротивления и вспомнить имена тех, кто погиб в тюрьмах Амеда № 5 и Мамака.

Хаки Карер, пожалуй, одна из самых важных фигур в истории РПК. После того как Абдулла Оджалан был освобожден из тюрьмы Мамак в конце 1972 года, он переехал к Хаки Кареру и Кемалю Пиру, с которыми начал закладывать основы будущей партии и нового политического движения. В то время Хаки Карер был студентом университетеаАнкары, однако после решения, принятого на встрече в Дикмене в 1976 году, товарищи решили сделать Бакур центральной точкой деятельности своей организации. Хаки Карер сначала переехал в Батман, а затем в Антеп. Как и большинство интернационалистов, которые сейчас приезжают в Рожаву, чтобы присоединиться к революции, Хаки Карер не знал курдского языка, когда впервые прибыл в Бакур. Но ему удавалось организовывать людей и без знания языка. 18 мая 1977 года Карер был убит в кофейне Акиаттином Капаном, членом организации «Стерка Сор». Эта организация позиционировала себя как часть курдского левого движения, но позже выяснилось, что она связана с контрпартизанской операцией НАТО – ГЛАДИО.

Оджалан часто называл Хаки Карера и Кемала Пира своей «тайной душой», а после смерти Хаки Карера поклялся создать партию в качестве прямого ответа на это убийство: «Наша политическая платформа и название нашей организации, РПК, были созданы и определены как непосредственное следствие его (Хаки Карера) убийства. Мы все расцениваем это как его наследие». Поэтому Хаки Карера можно рассматривать как первого героя-интернационалиста в борьбе РПК.

Дениз Гезмиш был еще одной фигурой, которая вдохновляла Абдуллу Оджалана в молодости. Гезмиш основал Народно-освободительную армию Турции (THKO) в 1971 году вместе с двумя другими товарищами – Юсуфом Асланом и Хусейном Инаном. Гезмиш был радикальным марксистом-ленинцем, который до своего ареста весной 1971 года обучался в Иордании в рядах партизан в Организации освобождения Палестины (ООП). Это шаг, которому РПК последует позже, в начале 1980-х годов, когда станет отправлять сотни бойцов в Ливан для обучения в лагерях Демократического фронта освобождения Палестины (ДФОП). Гезмиш был обвинен в попытке «свергнуть конституционный порядок» и был приговорен к смертной казни 3 мая 1972 года. 6 мая 1972 года Оджалан написал: «Казнь Дениза Гезмиша и его товарищей призвала нас, честных товарищей, продолжать его дело». Гезмиш был убежденным сторонником борьбы за свободный Курдистан и интернационалистом. Его последние слова были такими: «Да здравствует независимая Турция! Да здравствует великая идеология марксизма-ленинизма! Да здравствует борьба турецкого и курдского народов за независимость! Будь проклят империализм. Да здравствуют рабочие и крестьяне!».

Ибрагим Кайпаккая был главным лидером коммунистического движения в Турции в конце 1960-х и начале 1970-х годов. Он основал Коммунистическую партию Турции/марксистско-ленинскую (TKP / ML) в 1972 году и был известен Абдулле Оджалану и раннему движению апочистов. Кайпаккая был интернационалистом и очень интересовался курдским вопросом. Он опубликовал работу на эту тему в 1972 году, где напрямую связал свободу курдского народа и других национальных меньшинств, проживающих в границах турецкого государства, со свободой турецкого народа. Ибрагим Кайпаккая был отмечен турецкой национальной разведывательной организацией как чрезвычайно опасный революционер. Кайпаккая погиб 18 мая 1973 года после того, как более четырех месяцев сопротивлялся пыткам в печально известной тюрьме Диярбакыра (Амед № 5). Под давлением военных он был вынужден идти босиком 50 км по снегу и льду. Наследие Кайпаккая является важным примером тюремного сопротивления и интернационализма.

Махмут Зенгин, Эшреф Аник, Ферхат Куртай и Некми Онер также погибли в стенах тюрьмы Диярбакыр (Амед № 5). 18 мая 1982 года четверо друзей обернулись газетой, пропитанной краской, и, держась за руки, сожгли себя. Эта акция была продолжением действий Мазлума Догана, который поджег свою камеру в Диярбакыре на Ноуроз (21 марта) в том же году.

Цель действий всех этих товарищей состояла в том, чтобы привлечь внимание к пыткам заключенных и бесчеловечным условиям содержания в Диярбакыре. Героическая гибель этих товарищей знаменует важный момент в истории РПК. Тогда многие члены партии были заключены в тюрьму в Диярбакыре или обучались партизанской борьбе в Ливане, что привело к образованию вакуума в Курдистане, который мог бы привести к организационному кризису, если бы не действия тех героев, кто сопротивлялся в тюрьмах.

Фактически одна из наиболее важных тем обсуждения внутри партии в то время была связана с тем, должны ли товарищи из партии покинуть Ближний Восток и перенести фокус деятельности партии на европейскую диаспору. Тюремная борьба прояснила эту линию и дала понять, что борьба должна продолжаться в Курдистане.

Помнить – значит бороться

Важность борьбы наших героев нельзя недооценивать, если взглянуть на революцию, которая произошла в северо-восточной Сирии. Ясно, что герои мая, о которых идет речь в этой статье, помогли укрепить линию интернационализма и вдохновить тюремное сопротивление, которые являются центральными пунктами в нашей идеологии. Мы помним наших героев и обещаем продолжать борьбу, потому что возможен другой мир. Капиталистическая система рухнет, и мы, народ, будем ее палачом!

Şehid namirin! Biji Berxwedana Zindana! Да здравствует интернационализм!