Закрытие КПП в северо-восточной Сирии
Стороны, участвующие в конфликте в Сирии, используют закрытие контрольно-пропускных пунктов северо-восточной Сирии для шантажа и оказания давления на Автономную администрацию.
Стороны, участвующие в конфликте в Сирии, используют закрытие контрольно-пропускных пунктов северо-восточной Сирии для шантажа и оказания давления на Автономную администрацию.
Регионы северо-восточной Сирии богаты на природные ресурсы и подземные ископаемые, в них хорошо развита сельскохозяйственная культура, осуществляется добыча нефти и газа, что дает ей и ее жителям финансовые ресурсы. Тем не менее жители северо-восточной Сирии десятилетиями страдают от политики правительства Баас, которая в том числе лишает население региона всех природных ресурсов.
Начавшийся в 2012 году в Сирии кризис, а также военные действия в стране и политика, проводимая сторонними державами, вынудили покинуть страну многочисленные группы квалифицированных специалистов и ученых. Впоследствии это привело к острой нехватке административных, научных и профессиональных кадров по всей стране.
Столкнувшись с жестокой реальностью, Автономная администрация северо-восточной Сирии попыталась заложить основы для отдельной экономической системы, которая бы привлекала как рабочую силу, так и инвесторов и смогла бы показать хороший результат по сравнению с остальными сирийскими регионами, находящимися либо под контролем режима Асада, либо под контролем протурецких сил.
Однако нападения, которым подвергалась и продолжает подвергаться северо-восточная Сирия со стороны наемников ИГИЛ, террористической группировки «Джабхат ан-Нусра», а также со стороны армии Турции и ее прокси, крайне негативно сказываются на развитии экономической ситуации и стабильности регионе. Северо-восточную Сирию осаждают со всех сторон, всячески блокируют контрольно-пропускные пункты на ее границе, чтобы воспрепятствовать ввозу в нее различных продовольственных товаром и медикаментов.
В северо-восточной Сирии существует несколько официальных контрольно-пропускных пунктов, которые до кризиса работали беспрепятственно. Это КПП Аль-Яробии «Рабия», КПП Камышло «Нусейбинские ворота» и КПП Гре Спи «Акжекла», однако с началом кризиса и военных действий в Сирии все эти контрольно-пропускные пункты были закрыты властями Ирака и Турции. Позже, в период оккупации города ИГИЛом, КПП в Гре Спи был открыт. Также были открыты контрольно-пропускные пункты в Джарабулусе, Азазе и Идлибе – городах, которые тоже контролировались ИГИЛ и их наемниками.
КПП Манбидж и шантаж со стороны правительства Сирии и Турции
После кризиса и освобождения северо-восточной Сирии и остальных районов от ИГИЛ сообщения между разными районами Сирии было восстановлено с помощью внутренних, так называемых межрайонных КПП.
Однако сегодня закрытие контрольно-пропускных пунктов в регионе превратилось в оружие в руках сторонних, вражески настроенных участников конфликта в Сирии. Например, город Манбидж является стратегически важным для северо-восточной Сирии. Он находится на границе с районами Сирии, контролируемыми правительственными силами. Именно поэтому он превратился в оружие в руках сирийского режима. Они закрывают этот КПП по своему желанию, чтобы оказать давление на Автономную администрацию, и не оставляют никакой возможности с передавать через него продовольствие и медицинские материалы в северо-восточную Сирию.
Сирийское правительство часто либо просто закрывает этот КПП для въезда в регион, либо вводит огромные налоги на товар. Это влияет на ценообразование – цены на товар становятся выше платежеспособности граждан.
Есть также КПП «Ом Джелуд» – он находится под контролем наемников Турции. Этот КПП открывается и закрывается только в соответствии с приказами властей Турции, которая придерживается той же политики, что и власти сирийского режима: вводят большие налоги на все поступающие в регион товары, которые ограничиваются только товарами турецкого происхождения. А часто продовольственные товары и товары медицинского назначения просто изымаются на КПП.
КПП Семалка как инструмент достижения политических выгод
Одним из важных КПП для северо-восточной Сирии является Семалка – он соединяет ее районы с районами южного Курдистана (Башур). Этот контрольно-пропускной пункт находится под контролем Демократической партии Курдистана (ДПК). Политика ДПК не сильно отличается от политики сирийского режима и властей Турции – эта партия так же использует КПП «Семалка» в качестве оружия и давления на Автономную администрацию северо-восточной Сирии. Этот КПП руководители ДПК точно так же иногда просто закрывают по своему желанию, иногда вводят огромные налоги на поставки или конфискуют товар на границе.
КПП «Рабия»: конфликт США и России, за который расплачиваются жители северо-восточной Сирии
Что КПП «Рабия», то он считается одним из важнейших пунктов, связывающих Сирию и Ирак. Власти Ирака закрыли этот КПП с момента освобождения города Отрядами народной самообороны (ОНС) в конце 2013 года от террористических группировок «Джабхат ан-Нусры» и ИГИЛ. Таким образом, между северо-восточной Сирией и Ираком были прекращены все виды торговли.
Однако позже, в 2014 году, в соответствии с резолюцией ООН о доставке помощи в Сирию Совет Безопасности разрешил использовать этот контрольно-пропускной пункт, а также три других КПП с Иорданией и Турцией.
Этот КПП оставался работающим для доставки гуманитарной помощи в северо-восточную Сирую вплоть до начала этого года. 10 января, после угроз со стороны России применить право вето против резолюции ООН, а также при поддержке Китая, Совет Безопасности принял официальное решение закрыть этот КПП вместе с КПП на границе Иордании и Сирии. Они исключили эти пункты пропуска из списка официальных разрешенных пунктов, что привело к прекращению любой доставки гуманитарной помощи в северо-восточную Сирию со стороны ООН.
Россия выступает против открытия КПП «Рабия» из-за желания навязать новую международную систему по оказанию помощи, исходя из которой вся оказываемая гуманитарная помощь должна контролироваться правительством. Таким образом, Россия стремится навязать свою политику регионам северо-восточной Сирии и вернуть их под контроль Башара Асада.
Аналитики также считают, что Россия таким образом пытается оказать влияние на США, чтобы последняя согласилась с авторитарным режимом Башара Асада. Если Америка на это согласится, то контроль Башара Асада будет восстановлен во всех районах Сирии и при поддержке США он сможет возобновить координацию с другими странами. В частности, это приведет к финансовой поддержке со стороны сторонних держав для восстановления Сирии.
В этом контексте бывший советник МИД Франции Манаф Келани сказал: «Если в настоящее время и существует какой-то общий знаменатель для всех стран, чьи военные силы сегодня или неофициально участвуют в операциях в северо-восточной Сирии, то это, без сомнения, отказ от содействия курдского большинства новому политическому присутствию в их регионах».
В своем заявлении он также отметил, что Соединенные Штаты Америки используют северно-восточную Сирию, в которой присутствуют американские военные базы, на бартерной основе.
«В отличие от политики США политика России не проявляла никаких серьезных и резких изменений относительно сирийского вопроса. Силы России постоянно оказывают поддержку только для одной цели – восстановление контроля режима Башара Асада над всеми регионами Сирии, а следовательно, после этого восстановление и своего косвенного контроля над Сирией. Ее косвенно в этом поддерживает не только Анкара, но и Вашингтон и другие столицы Атлантики, которые стремятся вновь открыть свои посольства в Дамаске, несмотря на то, что этот вопрос был отложен до окончания кризиса, связанного с пандемией коронавируса», – заявил Манаф Келани.
Ложные обвинения России
Россия отказалась от советского наследия, основанного на поддержке освободительных движений и помощи угнетенным народам. Ее сегодняшняя политика относительно Сирии весьма схожа с политикой колониальных государств, против которых в прошлом она сама боролась. Выступая против открытия КПП «Рабия», она сознательно обрекает жителей северо-восточной Сирии на голод, чтобы оказать давление на Автономную администрацию и достичь своих интересов в Сирии.
13 мая, в попытке легализовать свои действия, Россия совместно с правительством Сирии выступила с заявлением, в котором предъявила обвинения в том, что целью открытия контрольно-пропускного пункта «Рабия» является передача оружия курдским группировкам, а также проникновение инфицированных коронавирусом в соседние страны.
Автономная администрация северо-восточной Сирии ответила на эти обвинения, заявив: «Данные обвинения являются необоснованными и имеют отношение только к политическим интересам России и правительства Башара Асада, цель которых – блокировать регион северо-восточной Сирии и оказать политическое давление на Автономную администрацию. Данные действия со стороны России и правительства Башара Асада противоречат интересам сирийского народа».
Автономная администрация также подтвердила, что закрытие такого важного контрольно-пропускной пункта во время пандемии коронавируса препятствует получению регионом какой-либо гуманитарной помощи для борьбы с пандемией. Кроме того, наложение еще на все это экономического кризиса, связанного с обвалом стоимости сирийского фунта на валютном рынке, может привести к серьезной катастрофе. Автономная администрация заявила, что контрольно-пропускной пункт «Рабия» использовался исключительно для передачи в северо-восточную Сирию гуманитарной помощи.
Кроме того, официальные представители Автономной администрации указали, что помощь, оказываемая сторонними странами и Силами демократической Сирии (СДС) для противостояния ИГИЛ, поступает через другой контрольно-пропускной пункт, который не имеет никакого отношения к «Рабии».
Уязвимые места курдского вопроса
Бывший советник МИД Франции Манаф Келани заявил, что в курдском вопросе существуют несколько уязвимых мест, из-за которых история повторяется вновь и вновь. Первая – это отсутствие у курдов (в том случае, если они достигнут политической формулы, объединяющей весь курдский ранг, несмотря на все различия) единого политического органа, который будет представлять их интересы на международном уровне.
Во-вторых, это отсутствие какого-либо международного союзника, который будет искренне оказывать им поддержку.
И третий пункт является следствием первых двух – это то, что курды распределены по внутренним районам без свободного доступа к какому-либо морскому порту. А значит, им достаточно трудно оказать какую-либо поддержку со стороны других держав без согласования с теми странами, у которых есть доступ к морскому порту.
Работа КПП должна быть возобновлена в срочном порядке
После того как пандемия коронавируса охватила весь мир, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) потребовала от Совета безопасности в срочном порядке разрешить использование контрольно-пропускного пункта «Рабия» для передачи в регионы северо-восточной Сирии гуманитарной помощи для борьбы с пандемией. Однако 28 апреля использование ООН этого КПП было прервано российско-китайским правом вето.
Что касается данных изменений, то директор центра мониторинга за соблюдением прав человека ООН Луи Шарбонно прокомментировал это так: «ВОЗ должна проявить стойкость и не поддаваться давлению со стороны крупных государств. В данном случае речь идет о спасении жизней, а не о том, чтобы избежать критики. Совет Безопасности ООН должен немедленно возобновить использование контрольно-пропускной пункта Рабия».
Житель города Камышло Салах ад-Дин Халабо сказал корреспонденту нашего информационного агентства, что отказ сирийского правительства и России открыть контрольно-пропускной пункт негативно сказывается на регионе.
Он сказал, что заявления России о поставке оружия через этот контрольно-пропускной пункт являются клеветой: «Россия стремится взять регион и безопасность в нем под свой контроль, однако мы установили тут безопасность без ее помощи. Наши дочери и сыновья отважно защищали эту землю в противостоянии ИГИЛ и другими террористическими группировками. Если Россия хочет решить конфликт в Сирии, то ей следует сотрудничать с Автономной администрацией. Закрытие контрольно-пропускного пункта было большой ошибкой. Мы осуждаем решения России и выступаем против навязанной ею политики».
«Контрольно-пропускной пункт должен быть открыт, поскольку экономическая ситуация в регионе очень плохая. Своими действиями Россия пытается вернуть регион под контроль сирийского режима, но этого не произойдет», - заяил еще один житель Камышло – Абдель Джаббар Аббас.