Видат – ассирийка с гор северного Курдистана

Женщина, о которой мы хотим рассказать читателю, – потомок выживших во время геноцида ассирийцев Османской империи. Она погибла в 2015, защищая свою деревню в Тель-Тамире в бою с ИГИЛ.

Видат родилась в семье ассирийцев из Джоламерга, северного Курдистана. Её предки пережили «Османский меч» – геноцид ассирийцев и сирияков, развязанный в 1914-ом и длившийся до 1915 года. Её предки бежали в южный Курдистан, оттуда – в Сарекание в восточном Курдистане. Но и там Турция, наследница Османской империи, не позволила им жить в мире и снова принудила их бежать.

В соответствии с французским пактом, заключенным 29 июня 1929 года, когда Франция передала ряд полномочий Сирии, Турция потребовала 30-километровую «безопасную зону» на границе, с которой были затем депортированы на юг армяне, ассирийцы, халдеи и сирияки.

Когда ИГИЛ* атаковало ассирийские деревни, расположенные вдоль реки Хабур в 2015-м, Видат стала одной из тех, кто выбрал путь сопротивления. Ее двоюродная сестра Брахим Юханна рассказала корреспонденту «ANF» о жизни Видат.

«Видат никогда не была замужем. Поскольку у нее не было братьев, она выполняла всю работу, которую обычно делают мужчины. В то же самое время она заботилась о своих младших сестрах. Ещё она работала в полях и одновременно ходила в школу».

Видат окончила и начальную, и среднюю школу в деревне Тель Хурмуз, позже училась в университете и работала в центре регистрации населения в Тель-Тамире. «Она была очень самоотверженной и старательной, - говорит Юханна, - и очень общительной. Она всегда первой бросалась на помощь, когда кто-то в ней нуждался».

Стала Видат и первой женщиной, присоединившейся к Стражам Хабура. Её сестра рассказывает об этом так: «Когда началась война в Сирии, везде формировались отряды ополчения. Видат присоединилась к Стражам Хабура вместе с нами. Она стала первой из наших женщин в их рядах. Защищая наши деревни, она всегда настаивала на том, чтобы её ставили нести караульную службу.

В деревне у меня был магазин. Несколько раз в деревню приходили наемники ИГИЛ*. Мы не знали точно, кто были эти люди. Они тоже не обращали на нас никакого внимания. Но позже пришли люди со среднеазиатскими чертами лица. Возможно, они были уроженцами Казахстана или других частей Центральной Азии. Эти люди начали угрожать нам. Они приказали нам разрушить церковь и уничтожить все кресты. Мы воспротивились, и ночью около трех или четырех часов утра они напали. Пускай такое никогда не повторится снова… Множество молодых людей погибло. Видат приняла участие в обороне церкви. Она сражалась с джихадистами. Тогда взяли в плен живыми многих наших людей. Позже мы узнали, что Видат получила ранение. Когда у нее закончились патроны, её тоже взяли в плен. Мы позвонили ей, но по её номеру телефона ответил джихадист. Как выяснилось позже, пленных увезли к горе Абдулазиз, а оттуда – в Шаддади. Некоторые из освобожденных впоследствии рассказали, что видели Видат среди пленных в Шаддади. По информации, которую мы смогли получить, она была убита потому, что сражалась против врага с оружием в руках. Но точной информацией мы не владеем. Больше мы никогда не получали от нее вестей. Видат была доброй и самоотверженной женщиной. Она сражалась до последней пули».

* - террористическая организация, запрещенная на территории РФ