В селе – труженик, в городе – активист

Абдулкадир Экинджи активно выступает в защиту волеизъявления народа.

Курд Абдулкадир Экинджи, которому 67 лет, является одним из активистов демонстрации против назначения властями госпредов. Иногда он занимается в своем саду, который посадил 7 лет назад, а порой в течение недели участвует в городских демонстрациях. Его руки все черные от скорлупы грецкого ореха, но, несмотря на это, Экинджи, как и многие курдские старики и матушки, каждый день участвует в Демократическом пикете против фашизма Партии справедливости и развития и Партии националистического движения (ПСР-ПНД) на улице Лисе в Амеде (Диярбакыр).

За 67 лет наш герой столкнулся в своей жизни со многими трудностями. Из-за кровавых событий он вынужден был мигрировать из деревни Кемез (Чанкайа) района Шемрех (Мазыдаги) Мардина в район Сур провинции Амед. Экинджи рассказывает, что ему было 12 лет, когда они покинули свою деревню: «В то время мы пережили много трудностей. Наш дом был буквально разграблен. Моего старшего брата посадили в тюрьму».

Трагедия курдов

На вопрос, были ли в Суре кроме курдов другие народы, он ответил о трагедии курдов, спасавшихся от резни в долине Зилан: «Никто в то время не говорил о курдах. Некоторые курды, пережившие резню в долине Зилан и Агри, перебрались туда. Они оказались в бедственном положении».

Армянская трагедия

Политика геноцида турецкого государства, которая велась сто лет назад, и сегодня в иных формах продолжает свою традицию. Каждому народу, живущему на этой земле, досталось от этих зверств и притеснений. Экинджи отметил, что в то время в Суре было мало армян: «Я помню одного армянина. И то из-за гонений и преследований он позже перебрался в Стамбул».

Трагедия за трагедией

Еще в раннем возрасте Экинджи вынужден был вместе с семьей покинуть родные места и перебраться в Амед, где их ждало множество потрясений. Здесь убивают его брата, и в тот же день он мстит за него, убив преступника. Давайте послушаем воспоминания Экинджи: «Это случилось в 1974 году. Я провел 3-4 года в тюрьме в Сарайкапйе. В 1977 году я сбежал оттуда и отправился в Нусайбин, там я провел зиму. Затем я отправился в Измир, оттуда в Стамбул».

Рабство, бедность и нищета…

Большую часть жизни Экинджи провел в турецких городах. Он рассказал, что в Измире он пробыл всего один год, в Стамбуле – 18 лет, а в Мерсине – 6 лет. На протяжении 25 лет своей жизни Экинджи работал в городах Турции дворником, полевым работником и даже занимался контрабандой сигарет. Из-за это он отсидел 7 месяцев в тюрьме Коджаэли.

Спустя много лет он возвращается к себе на родину. Называя Амед на турецкий лад Диярбакыром, Экинджи рассказал о возвращении домой: «Я перебрался в Мерсин по политическим причинам. Некоторое время у меня был там магазин. Поняв, что работа не идет, в 2002 году мы переехали в Амед. Мы провели там некоторое время, но ввиду проблем с деньгами отправились жить в деревню. Я прожил там семь лет. За это время я посадил сад, построил дом. Время от времени я приезжаю туда. Сейчас живу в городе».

Экинджи: страной правит банда

Пожилой курд сказал, что когда он находился в Стамбуле, то каждый день шел на демонстрации и боролся за свои права. Он продолжил: «Турецким государством правят бандиты. Каждый день в стране нарушаются законы и права. Раньше был Эргенекон (тайная ультранационалистическая организация в Турции. – Прим. ред.), а сегодня при новом альянсе страной правит банда во главе с Эрдоганом. Вся экономика страны находится в руках этой банды, и, если она рухнет, то вместе с ней падут и они. Мы боремся против этой банды. Народ должен выступать за мир и демократию в своей стране».

Нам нужно защищать свои права

Абдулкадир Экинджи сказал, что турецкие власти запретили курдам все основные права. Их партии, женские и молодежные движения, учреждения и организации, по его мнению, должны выдвинуть свою альтернативу и выступить против творящегося беззакония. «Общество должно подняться. У нас всегда есть выход. Мы сильнее и можем устроить свою жизнь так, как сами этого захотим. Поэтому каждый должен делать все, что в его силах. Участвуйте в акциях, организуйтесь в кварталах, селах и городах. Каждый, кто заботится о будущем своих детей и народа, не должен принимать это угнетение. Каждый день нужно занимать свое место в этих акциях», – призвал Экинджи.

Узурпация воли народа является позорным делом

В конце Экинджи назвал политику ПСР по узурпации власти с помощью госпредов позором и выразил свое недовольство: «Если бы у госпредов было хоть немного чести, то они бы подали в отставку. На их месте я бы никогда не принимал такую грязную роль. Узурпация воли народа является самым позорным делом».