Бурная неделя для турецкой валюты

Турецкие власти завершили бурную неделю на финансовых рынках ужесточением денежно-кредитной политики, что помогло вернуть лиру с рекордно низкого уровня.

Центральный банк в пятницу вынудил банки брать более дорогие кредиты. Если этот шаг будет поддержан, он приведет к повышению процентной ставки на 150 базисных пунктов.

Скорректированные на инфляцию процентные ставки в Турции оставались отрицательными в течение нескольких месяцев

Хотя эти меры ослабили некоторое давление на валюту, «у Центрального банка все еще есть больше работы, – пишут аналитики, в том числе Нед Румпельтин из TD Securities в Лондоне, в записке для клиентов. – Денежно-кредитная политика Турции слишком свободна, и мы ожидаем, что Центральный банк будет вынужден резко повысить ставки — и, возможно, принять другие меры».

Регуляторы также готовятся отменить правила, которые вынудили кредиторов увеличить кредит, по словам людей, знакомых с этим вопросом, которые говорили на условиях анонимности. Это решение последовало за встречей банковского регулятора, Центрального банка и топ-менеджеров финансовых институтов в четверг вечером, созванной после падения курса валюты и акций.

Серия сокращений процентных ставок с прошлого года привела к дефициту платежного баланса и риску нового всплеска инфляции, а также подпитывала спрос на иностранную валюту. Но признаки того, что Турция сворачивает кампанию по поддержке экономического роста, прекращая раздувать спрос на кредиты, помогли лире пережить худшую неделю с апреля. 

На фоне изменения политики розничные инвесторы продавали доллары и покупали лиры.

Опасная игра Турции с финансовыми рынками выходит на перекресток

Лира подскочила на 1,6% до 7,1357 за доллар после того, как ранее опустилась до небывалого минимума 7,3662. 

Индекс Borsa Istanbul 100 компенсировал убытки и торгуется на 0,2% выше. Тем не менее, для некоторых эти меры являются попыткой избежать сурового лекарства повышения процентных ставок, которое противоречило бы желаниям президента Реджепа Тайипа Эрдогана.

«Опасность заключается в том, что все это просто показуха, – сказал Тимоти Эш, стратег компании BlueBay Asset Management LLP в Лондоне. – В конечном счете, только правильное повышение ставок успокоит рынки».

В ответ на потрясения на финансовом рынке на этой неделе Центральный банк Турции заявил, что будет постепенно отказываться от мер по обеспечению ликвидности, принятых для поддержки экономики во время глобальной пандемии коронавируса.

Правительство отдает приоритет модели, ориентированной на экспорт, и поэтому не видит более слабую лиру в качестве источника риска, если только эти шаги не будут чрезмерными или слишком быстрыми, по словам высокопоставленного турецкого чиновника.

В стране, где сбережения часто хранятся в иностранной валюте, резкие колебания курса доллара США обычно подпитывают критику экономического менеджмента. Четверг не стал исключением: десятки тысяч пользователей Twitter призвали к отставке Берата Албайрака, зятя Эрдогана и министра финансов с июля 2018 года.

В ответ члены правительства и сторонники правящей партии начали конкурирующую кампанию в социальных сетях в поддержку министра. Албайрак, который обвинил в падении лиры в 2018 году иностранных спекулянтов, неоднократно говорил, что не хочет «горячих денег» и стремится к тому, чтобы инвесторы дольше хранили свои деньги в местных активах.

В последние два года в Турции наблюдался почти устойчивый отток иностранной наличности из акций и облигаций, поскольку регуляторы все больше затрудняли иностранным банкам заимствование лир. Объявление в четверг об освобождении глобальных банков от таких ограничений – несмотря на строгие условия – является признаком того, что власти, вероятно, исчерпали все свои возможности.

«Турция, возможно, признает, что ее прежняя стратегия была неустойчивой», – сказалаФеникс Кален, стратег Societe Generale SA в Лондоне. «Но мы не считаем, что увидим чрезвычайное повышение ставок в ближайшее время, поскольку это было бы неоправданным признанием провала стратегии рынков, – добавила она, – или что правительство прекратит интервенции».