В Серхате не выпал снег: фермеры и экологи обеспокоены
Бесснежная зима в регионе Серхат стала поводом для беспокойства экологических ассоциаций и активистов. Волнует эта проблема и фермеров.
Бесснежная зима в регионе Серхат стала поводом для беспокойства экологических ассоциаций и активистов. Волнует эта проблема и фермеров.
Отсутствие снега в Серхате, где зимний сезон в норме длится около полугода, вызывает всеобщее беспокойство. Уровень воды в озерах и ручьях снижается. Между тем, сельское хозяйство и животноводство – основные источники средств к существованию для населения региона. Необычайно теплый зимний сезон беспокоит экологов, ассоциации, занимающиеся защитой окружающей среды, и население региона.
Активист-эколог Фатих Шахин рассказал, что каждый год в Серхате из-за снегопадов перекрывают дороги, и доступ к деревням и селам оказывается закрыт. В прошлые годы дорогу в Мукусе (Бахчесарае) закрывали на 8 месяцев, и тогда остановилось сообщение с Ваном.
В Битлисе снега выпало столько, что его уровень достиг столбов электропередачи, а шоссе, связывающее Хаккари и Ван, было закрыто из-за угрозы схода лавин.
Шахин говорит: «В последние годы для нашего региона характерны засухи и снижение уровня осадков. Эта обстановка негативно сказывается на всем живом. Регион зависит от снега и дождя. Наше население занимаются сельским хозяйством и животноводством, и это средство пропитания для многих людей, а количество осадков – вопрос жизни и смерти для миллионов живых существ».
Для сектора сельского хозяйства и животноводства эта проблема насущна: «Сельское хозяйство придет в упадок, если засухи продолжатся. Производство мяса и молока уже начало снижаться, так как пастбища пострадали от засухи. Многие сельские жители были вынуждены продать свой скот. К сожалению, потеря биоразнообразия и пересыхание водно-болотных угодий сказались и на дикой природе».
Война наносит вред природной среде
Шахин продолжал: «Политика войны и экономические проблемы страны влияют на все живое в регионе. Строительство плотин приводит к повышению температуры воздуха, вызывая преждевременное таяние снега. Уровень воды в реках снижается на 70% из-за глобального потепления, а ГЭС собирают эту воду, и фауна, которой необходимы наполненные бассейны рек, вымирает. Выжженные леса и дамбы, которые были построены в таком количестве в результате политики войн, стали значимым фактором глобального потепления. Непродуманная городская среда, шахты, песчаные карьеры, автомобили, выбрасывающие углерод, заводы, не фильтрующие отходы своего производства и отсутствие знаний у людей, принимающих решения, привели к масштабному разрушению экосистемы этой территории. Снижение разнообразия растений наблюдается на равнине Муш и окрестностях гор Арарат и Сюпхан, а озера Ван и Эрчек страдают от засухи больше всего».
Уничтожено уже 40% водно-болотных угодий
Сопредседатель Экологической платформы «Зилан» Мир Бахаттин Дамир заявил, что за последние 20 лет из-за военной политики в регионе было уничтожено 40% водно-болотных угодий. «Дикие» шахты начинали работу без оценки воздействия на окружающую среду, разрешений или лицензий. Дамир добавил: «Пострадало озеро Ван и его бассейн, где было множество эндемичных видов. Был отмечен высокий уровень загрязнения этой местности, и ответственность за это несут муниципалитеты, которыми управляют люди, лояльные нынешнему режиму – те, кого не выбирало население».
Экогеноцид – это преступление
Мир Бахаттин Дамир рассказал о встречах, которые экологи проводили в регионе: «Мы общались с фермерами, которые сажают пшеницу в Эрджише, провинции Ван. Они говорят, что пшеничные поля высохли из-за нехватки влаги. Конференция экологических организаций «Закон об экоразрушении» призвала включить экоцид в Конституцию как пятое преступление, наравне с военными преступлениями и геноцидом».