Кантон Шахба находится под эмбарго со стороны режима Асада и Турции. В автономном кантоне проживает около 157 тысяч из 300 тысяч человек, бежавших из Африна после турецкого вторжения в 2018 году. Около 10 тысяч из них живут в лагерях в самых тяжелых условиях.
Кантон Шахба граничит на юге с сирийской мухафазой Алеппо. Первоначальное население кантона, для которой характерна пустынная местность, составляло 90 тысяч человек. Поэтому здесь практически нет никакой инфраструктуры. Кантон является частью Автономной администрации северной и восточной Сирии и практически не получает международной помощи. Местное и региональное самоуправление пытается обеспечить изолированный регион весьма ограниченными ресурсами. Поэтому условия в лагерях особенно тяжелы для перемещенных лиц.
Эмбарго, атаки и землетрясения
Беженцы в лагерях Африн, Сердем, Шахба, Берхведан и Вегер, как и все население Шахбы, живут во враждебном окружении со стороны режима в Дамаске и Турции, а также их союзников-джихадистов. В результате в регион трудно поставлять топливо, гуманитарную помощь и медикаменты. Режим Асада практически ничего не пропускает. Серия землетрясений, произошедших с 6 февраля, еще больше ухудшила ситуацию и особенно затронула Шахбу и Алеппо. Многие здания уже были повреждены войной и бомбардировками и были разрушены. В Шахбе ситуация усугубилась тем фактом, что после землетрясения 2205 семей из Алеппо, прибывших из Африна, были вынуждены разместиться в здешних лагерях, поскольку в противном случае у них не было альтернативы выживанию. Даже после стихийного бедствия режим в Дамаске не снял эмбарго против районов Шейх Махсуд (Шексмексуд) и Ашрафия (Эшрефия) в Алеппо. То же самое по-прежнему верно для региона Шахба. В регион ничего не поступает, а атаки Турции непрерывно продолжаются уже пять лет.
Опрос для выявления наиболее насущных проблем
Женское движение Конгресс «Стар» запустило репрезентативный опрос 500 семей, случайным образом отобранных из лагерей. Планировалось опросить 1000 семей, но это было невозможно из-за эмбарго. В ходе опроса основное внимание уделялось женщинам и детям, а также состоянию их здоровья и экономическому положению, а также возможности получить образование в лагерях. Почти все опрошенные женщины живут в палатках по пять и более человек.
Экономические проблемы влияют на здоровье
Около 80% опрошенных женщин заявили, что в непосредственной близости от лагерей практически нет возможностей для трудоустройства. Это, в частности, усугубляет их положение, поскольку таким образом усиливаются отношения зависимости от их мужей. Кроме того, бедность также оказывает негативное воздействие на здоровье женщин. Доля женщин, которые не получают медицинскую помощь по финансовым причинам, несмотря на то, что они больны, составляет 82 процента. Условия в лагерях и эмбарго со стороны режима Асада — основные причины ухудшения в системе здравоохранения. Летом в регионе очень жарко, а зимой — очень холодно. Из-за эмбарго есть очень ограниченные возможности отапливать помещения, если вообще возможно, кроме того, не вырабатывается необходимое количество электроэнергии. Из-за разрушений, вызванных турецкими атаками, региону приходится полагаться на дизельные генераторы, которые, однако, вряд ли можно использовать из-за нехватки топлива.
Нехватка медицинских учреждений — серьезная проблема для всех жителей Шахбы. Особенно не хватает учреждений, специализирующихся на гинекологии или педиатрии. Женщинам приходится совершать опасное путешествие в Алеппо, чтобы родить ребенка или получить медицинскую помощь во время беременности. Кроме того, не хватает средств, чтобы подготовить гинекологов и педиатров.
Условия жизни людей с ограниченными возможностями
Люди с особыми потребностями, в частности, страдают от условий содержания в лагерях. Среди опрошенных семей около 10% составляют люди с ограниченными возможностями. Существует острая необходимость в уходе и поддержке детей с инвалидностью. Их семьи испытывают сильный стресс из-за отсутствия необходимой поддержки.
Нехватка личного пространства и проблемы с гигиеной
Участники опроса заявили, что одна из самых больших проблем в повседневной жизни — отсутствие личного пространства. Причина этого заключается в том, что палатки расположены очень близко друг к другу, а каждой из них живут более шести человек. Женщины сообщают, что это большая психологическая нагрузка, которая даже приводит к депрессии. В опросе не упоминалось о гигиене, но почти все опрошенные женщины жаловались на эту проблему. В лагерях многие люди живут в очень ограниченных пространствах и пользуются одними и теми же туалетами и умывальниками. Во время менструации женщинам нужны средства гигиены. Дополнительное психологическое бремя для них — отсутствие доступа к чистой воде, недоедание детей и отсутствие игровых площадок.
Многие женщины жалуются на чувство, что они не могут достойно воспитать своих детей в таких условиях. Это приводит к повышению уровня стресса. Все женщины, принявшие участие в опросе, сообщили, что они испытывали трудности с обеспечением своих детей достаточным количеством пищи. 80% женщин особо отметили психологические последствия неспособности должным образом заботиться о своих детях и обеспечить их игрушками и местом для игр.
Шахба — не на повестке дня международных организаций
Менал Мухаммад из Конгресса «Стар» рассказала о предыстории этого опроса: «Прошло более пяти лет с тех пор, как турецкая армия вторглась в Африн. Жители Африна были вынуждены покинуть свои дома и теперь вынуждены жить в лагерях в Шахбе. Несмотря на вторжение, атаки и перемещение населения, международные организации и институции не интересуются условиями жизни людей из Африна в пяти лагерях и не предлагают никакой помощи. Народ зависит от средств автономной администрации. Одним из важнейших вопросов в нашем регионе является улучшение условий жизни беженцев. Речь идет об обеспечении их возвращения в свои дома. Но международным институтам, организациям и державам на это наплевать. Для них это не проблема. Мы провели этот опрос, чтобы дать возможность высказаться людям, страдающим от эмбарго и нападений, и получили четкую картину ситуации. Люди, особенно женщины и дети, сталкиваются с большими проблемами и пытаются как-то выжить. Огромен ущерб, который наносится здоровью и благосостоянию женщин и детей».
Мы ничего не ждем от международных организаций
Менал Мухаммад заявила, что Конгресс «Стар» проводила подобные опросы и исследования ранее: «Наши опросы — это не просто исследования. Результаты направляются женским организациям и правозащитным учреждениям на Ближнем Востоке и в европейских странах. Информация также предоставляется известным личностям, которые могут изменить ситуацию к лучшему. Мы не передаем информацию международным державам. Потому что они до сих пор не предприняли никаких конкретных шагов в отношении проблем людей, особенно женщин и детей, живущих в лагерях, особенно в Шахбе. Наша главная цель — достучаться до сторонников демократии свободомыслящих людей, до поборников прав человека. Как Конгресс «Стар», мы считаем своим долгом сделать так, чтобы голоса нашего народа, женщин и детей, были услышаны».
Нельзя организовать профилактику болезней
Результаты опроса были опубликованы на семи языках, сказала Менал Мухаммад, резюмируя выводы следующим образом: «Как условия жизни в лагерях, так и эмбарго, введенное правительством в Дамаске, способствуют ухудшению ситуации со здоровьем. Поскольку многие люди живут в замкнутом пространстве, риск распространения инфекционных заболеваний высок, и предотвратить это практически невозможно. Нехватка лекарств — одна из самых больших проблем. В Шахбе нет лекарств от многих заболеваний, таких как туберкулез, болезни сердца, диабет и т.д. В чрезвычайных ситуациях людям приходится ездить в Алеппо и платить за лекарства в десять раз больше. Большинство людей не могут себе этого позволить».
Менал Мухаммад предупредила, что ситуация для сотен тысяч внутренне перемещенных лиц ухудшится, если эмбарго и атаки продолжатся, и призвал международное сообщество, наконец, отнестись к ней серьезно.