В Бурсе прошла пресс-конференция против расизма

Тысячи фанов встретили футбольную команду «Амедспор» в Амеде (Диярбакыр), после того как игроки во время выездного матча подверглись расистским нападениям. Альянс общественных организаций призвал наказать виновников, заявив: «Амедспор не один!»

Тысячи фанатов и рядовых граждан прибыли на встречу с футбольным коллективом «Амедспор», который вернулся домой после выездного матча в Бурсе, чтобы выразить свою солидарность с игроками, подвергнувшимися расистским нападкам. Платформа защиты и солидарности (ПЗС) – альянс из более чем восьмидесяти общественных организаций, сформированный после землетрясения, провёл пресс-конференцию вместе с представителями фанатских объединений «Амедспора», жёстко осудив проявления расизма во время матча против «Бурсаспора», проходившего в воскресенье.

Бурч Байсал, глава правления «Амедспора», указал на то, что это был первый матч клуба после землетрясения, добавив, что курдские футбольные команды постоянно сталкиваются со скандированием расистских кричалок во время игр. В отношении расистских символов, продемонстрированных во время воскресеного матча, Байсал отметил, что они должны были напомнить курдскому народу о кровавых 1990-ых годах и что поставленной цели удалось добиться. Байсал сказал следующее: «Мы не верим, что во всё это были вовлечены исключительно фанаты местного клуба в Бурсе. Наши команды сталкиваются с подобными поведением на протяжении многих лет. «Амедспор» и другие местные команды не должны подвергаться маргинализации и сегрегации. Все политические представители, госслужащие и спортивная общественность должны очень чётко это понять».

Власти не предприняли никаких профилактических мер, чтобы предотвратить расистские нападки

Нахит Аран, президент Ассоциации юристов Амеда, выступил с заявлением от имени общественных организаций, указав на то, что нападки начались за день до матча. «Футболисты и технический персонал клуба «Амедспор» столкнулись с расистскими оскорблениями, «речами ненависти» и угрозами со стороны людей, появившихся у входа в отель, где были размещены представители клуба из Амеда. Власти не предприняли никаких профилактических мер, чтобы остановить эти проявления расизма, начавшиеся ещё до матча и сопровождавшиеся запусканием фейерверков. Представители судебной власти не завели никаких дел в отношении нарушителей, не было сделано никаких осуждающих и профилактических заявлений. На следующий день недопустимые и преступные действия продолжились уже во время матча, так как отсутствие реакции со стороны властей лишь подстегнуло нарушителей».

«Мы должны держаться вместе»

В отношении событий следующего дня, когда состоялся матч, Аран сообщает, что, когда футболисты и технический персонал футбольного клуба «Амедспор» появились на поле, расистские нападки продолжились, эти проявления расизма в итоге не прекращались до самого момента, когда представители «Амедспора» покинули поле; они подвергались физическим и словесным нападкам со стороны футболистов «Бурсаспора», технического персонала и болельщиков, которые выкрикивали оскорбительные кричалки».

Символика, которую демонстрировали фанаты, связана с парамилитаристскими объединениями, а фотографии автомобиля модели Toros Renault ассоциируются с нераскрытыми убийствами и похищениями в 1990-ых (данная модель является турецкой модификацией Renault 12, получившей такое название в честь Таврских гор, она в течение долгих лет являлась официальным транспортным средством турецкой полиции и жандармов), всё это, как утверждает Аран, является очевидным проявлением организованного расизма. «Мы прекрасно понимаем, что хотели передать демонстрацией во время матча этих символов, которые навсегда остались чёрной страницей в памяти курдского народа. Данные угрозы были направлены на то, чтобы создать атмосферу страха».

Аран указал на то, что угрозы и жестокость в отношении курдов подогреваются тем, что преступления, совершённые в 90-ых годах, остались без наказания: «В те дни, когда мы как одна страна оплакиваем боль, причинённую недавней катастрофой, и демонстрируем необыкновенную солидарность, чтобы совместными усилиями залечить раны от случившегося, необходимо выступить единым фронтом против того зла, которое проявилось в этих ужасных инцидентах. «Амедспор» вдохновляет людей в нашем городе и во многих частях страны своими успехами и своим спортивным мастерством. К сожалению, это не находит отклика и поддержки со стороны властей, особенно в нашем городе; клуб, чьи возможности и так весьма ограничены, сталкивается с предвзятым судейством, его игроков удаляют, а соперникам ставят пенальти. Мы не можем сказать, что события последних дней никак не связаны с общим отношением властей к «Амедспору». Однако каждый должен осознать, что «Амедспор» не один, что за ним стоит весь город, что поклонники по всей стране продолжат поддерживать свой любимый клуб. Мы хотим дать понять следующее: Если власти продолжат молчать, никак не реагируя на случившееся, если не будет никаких уголовных наказаний и спортивных санкций, если виновные не будут уволены, то это означает, что все эти действия были одобрены изначально».

Жалоба в УЕФА

Аран добавил, что «Амедспор» обратится в Комиссию УЕФА (Союз европейских футбольных ассоциаций) по этике и дисциплине в связи с расистским и дискриминирующим поведением до и во время матча. «Язык ненависти и преступления представляет серьёзную угрозу для принципа равенства, который является одним из обязательных условий как демократического общественного порядка в целом, так и спортивного права в частности. Мы напоминаем, что запрет на ненависть и дискриминацию – один из фундаментальных принципов защиты прав человека на международном уровне, и призываем судебные власти идентифицировать преступников и наказать их. Мы призываем немедленно начать судебное расследование в отношении губернатора и главы полиции Бурсы, равно как и в отношении госслужащих, ответственных за акты, создавшие серьёзную угрозу для общественного мира и порядка во время матча, и не предпринявших необходимых превентивных мер ещё с первой ночи, когда начались проявления расизма».