Во время войны против наемных бандформирований ИГИЛ*, которая шла в 2014-2015 годах, в Шенгале было две силы сопротивления. Партизаны и партизанки НСС, ССЖ «Стар» и бойцы ЖОЭ-ОСЭ стали первой силой, которая встала на фронт сражений, отстаивая существование курдско-езидской общины. Вторую силу на поле боя представляли матери Шенгала, которые поддерживали бойцов. Нюре Шенгал – одна из таких матерей.
Нюре Шенгал, входящая в Народное собрание Ханасора, сражалась плечом к плечу с партизанами. Теперь она рассказала корреспонденту ANF о том, что происходило в те дни.
Нюре Шенгал из поселения Ханасор рассказала, как во время нападений наемников ИГИЛ* в 2014 году все пытались уйти в Южный Курдистан, чтобы не попасть в руки террористов ИГИЛ*: «Мы были в своих садах в Рабии, когда начались атаки ИГИЛ*. Ранним утром мы услышали стрельбу. Мы взяли детей и вместе с несколькими другими семьями отправились в Южный Курдистан. Мы шли около суток, останавливались в лагерях на юге. Мой муж не мог оставить Шенгал и уйти. Поэтому он вернулся в Шенгал и воевал бок о бок с партизанами. Я вернулась в Шенгал с детьми, как только людям освободили дорогу. Наши родные земли лучше чужих, несмотря ни на что».
Палатка на родной земле была для меня как замок
Женщина продолжала: «Когда мы вернулись, боевые действия все еще продолжались. Поэтому мы отправились в предгорья. Партизаны обустроили для нас палатку. В тот момент я почувствовала огромное облегчение. Поскольку я оказалась на своей родной земле, палатка была для меня как замок. В то время в некоторых поселениях еще присутствовало ИГИЛ*. Партизаны нам очень помогли. Познакомившись с ними поближе, мы осознали, какой путь правилен. Так мы познакомились с идеями лидера Апо (национального лидера народа курдов Абдуллы Оджалана, – прим.)»
Партизаны научили нас быть сильными
К концу 2015 года банды ИГИЛ* были разгромлены силами НСС и ССЖ «Стар».
Нюре Шенгал, которая видела своими глазами освобождение Шенгала, описала свои ощущения от тех дней: «Пока партизаны сражались, мы готовили для них еду. Матери собирали продукты, готовили провиант в больших кастрюлях на огне и отправляли еду на партизанские посты. Война была очень трудной, но когда мы были рядом с нашими бойцами, наш боевой дух был высок, и я помню и высоко ценю эти моменты. Мы были счастливы, потому что знали, что свобода не за горами. Были моменты, когда мы уставали, но когда мы видели наших бойцов, от этой усталости не оставалось и следа. Эти бойцы отдавали за нас жизни, проливали кровь, и мы сказали, что сделаем для них все, что в наших силах».
Шенгал добавила: «Прежде мы очень боялись, но благодаря партизанам мы преодолели свой страх. Они научили нас тому, как быть сильными. Как матери, мы приняли решение в тот момент. Мы будем оказывать сопротивление, если ситуация того потребует, мы возьмем в руки оружие и будем защищаться. Партизаны воодушевили нас на это. В те дни моя дочь тоже вступила в отряды ЖОЭ. Многие говорили мне, что моя дочь слишком юна, но я сказала, что лучше ей научиться защищать себя, чтобы, когда она повзрослеет и сможет защищаться, ей не пришлось столкнуться с новым геноцидом. Мы были в горах, когда Шенгал был освобожден. Партизаны пришли и сообщили нам, что Шенгал свободен. Мы были так счастливы, что специально организовали праздник».
Шенгал станет ещё красивее, если все езиды вернутся домой
Подводя итоги своей речи, Нюре Шенгал призвала езидов, живущих за пределами Шенгала, вернуться на свои земли, и сказала: «Шенгал стал красивее, чем раньше. После освобождения наших земель была создана Автономная администрация. Мы создали свои органы управления и учреждения. Я тоже заняла свое место в Собрании и делаю свою работу. Шенгал станет еще красивее, если все езиды вернутся на свои земли».
* - террористическая организация, запрещена в РФ