Рихам Хиджо: они хотят сломить свободную волю Шенгала

Активистка ДСЖЭ Рихам Хиджо описывает текущую ситуацию в езидском районе Шенгал на севере Ирака в подробном интервью.

После, геноцида, устроенного бандформированиями ИГИЛ* в 2014 году в курдско-езидском регионе, Шенгал был освобожден с помощью партизанских отрядов НСС, ОНС и ЖОС, пришедшими на помощь из Рожавы. После освобождения в городе были созданы собственные структуры самообороны и низовое самоуправление. Однако, Ирак, правящая партия Южного Курдистана (ДПК), играющая роль марионетки и союзника Турции, а также режим фашистского блока ПСР/ПНД, правящий в Анкаре, рассматривают самоуправление езидов как помеху, негативный для своих планов фактор, и делают все возможное для его устранения. Потому 9 октября 2020 года между правительством Ирака и ДПК было заключено соглашение, в котором стороны оговорили ликвидацию самоуправления и разделение контроля над регионом между ДПК и правительством Ирака. Соглашение было подписано под наблюдением бывшего министра обороны Нидерландов и специального докладчика ООН Жанин Хеннис-Пласшерт и получило поддержку правительств США, Великобритании и Германии. Турция, тем временем, открыто выразила свое удовлетворение этим соглашением. С тех пор агрессия против самоуправляемого Шенгала и жителей региона усилилась.

Усиливая это давление, в марте иракские военные начали строительство стены вдоль границы Шенгала и Рожавы. Вдоль заграждения здесь устанавливают колючую проволоку. Цель – возвести стену высотой 3,75 метра и длиной 250 километров, которая изолирует Шенгал и поставит город в зависимые условия. Рихам Хиджо, активистка Движения за свободу женщин Эзидхана (ДСЖЭ), побеседовала с ANF, рассказав о ситуации в регионе, политике ДПК и перспективах возвращения домой курдов-езидов, все еще живущих в лагерях беженцев в Южном Курдистане.

- Как строился проект автономной администрации после освобождения Шенгала и насколько успешен он был?

- На протяжении всей своей истории население Шенгала подвергалось геноциду и массовым убийствам. 73 раза курды-езиды сталкивались с приказом об уничтожении (так называемым «фирманом»). Езидское сообщество постоянно искало средства спасения от подобной угрозы и, таким образом, оказывало постоянное сопротивление. До момента последнего фирмана (геноцида, совершенного бандформированиями ИГИЛ в 2014 году) мы всегда выбирали следующий путь: мы видели, что не можем победить убийц, и отступали, чтобы сохранить наш народ.

Но во время последнего геноцида мы поняли, что не переживем угрозу, даже если отступим и попытаемся бежать. В прошлом курды-езиды жили на территориях отсюда (Шенгал) до Алеппо. Месопотамию называли землей езидов. Но, поскольку сопротивление и методы борьбы оказались недостаточны и не соответствовали ситуации, езиды были изгнаны с этой земли, они были вынуждены уйти в диаспору, и на нашу долю остался только Шенгал.

Проект коллективного и демократического сосуществования

После 73-й попытки истребления мы разработали проект решения проблемы, чтобы не потерять и Шенгал. Что это был за проект? Мы хотим жить в пределах границ Ирака. Эта страна имеет свою конституцию, в которой сунниты, шииты, курды, арабы и различные религиозные и этнические группы могут жить вместе. Наш проект – это проект автономии, чтобы все эти группы жили бок о бок на равных, пользуясь свободой и не оспаривая права друг друга. Наш проект обращен ко всем в равной мере. Это не проект, навязанный извне, не централистский проект, это проект, с помощью которого мы все управляем собой самостоятельно.

«Наше требование автономии отвечает нормам конституции Ирака»

- Какого особенного статуса вы хотите для Шенгала и возможно ли это в рамках иракской конституции?

- Езидским сообществом всегда управляли извне. Мы постоянно видели попытки поставить кого-то извне, чтобы управлять нами. Потому мы создали систему, в которой курды-езиды могут управлять своей общиной в рамках законов Ирака и развивать институты, соответствующие их потребностям. Существовала серьезная необходимость в создании механизма самообороны и структур, с помощью которых общество могло бы перейти к самоуправлению. Фактически, конституция Ирака позволяет это сделать; в этом основополагающем законе есть статьи, в которых сказано, что все этнические и религиозные группы, проживающие в Ираке, должны иметь автономию. Однако, из-за внешнего давления на центральное правительство Ирака последнее препятствует нашим требованиям автономии. Мы столкнулись с самыми разными предлогами, более того, действие ряда законов было приостановлено, чтобы помешать нам заявить о своем праве на автономию. Все другие группы в Ираке пользовались нормами этих законов и получили право на автономию. Единственная община, которая была лишена такого права, - это община, живущая в регионе Шенгала. Согласно нашему проекту, в создаваемом нами совете будут в равной степени представлены все религии, конфессии и этнические группы, проживающие в Шенгале. Благодаря такому равному представительству проблемы нашего региона можно будет устранить.

«Езиды всего мира смотрят в сторону Шенгал»

- В других частях Курдистана и в диаспоре также существует крупная езидская община. Как автономная администрация Шенгала может повлиять на положение этих езидов?

- Сегодня все езиды считают Шенгал средоточием своей идентичности и веры. В Рожаве, в Северном и Южном Курдистане, в Европе и во всем мире надежда курдско-езидского сообщества связана с Шенгалом, все внимание народа приковано к этому региону. Поэтому наш проект автономии будет пытаться представлять не только езидов, живущих в Шенгале, но и тех, кто остаются за его пределами. Поэтому мы поддерживаем контакты с езидскими общинами в других частях Курдистана и других странах, особенно в Рожаве. Наш женский совет справляется с этой задачей лучше всех. Но нам нужна координационная сеть, которая представляла бы всех езидов. Первые шаги в этом направлении мы уже сделали, теперь сделанное необходимо укрепить. В будущем нужно будет организовывать больше дискуссий по этому вопросу, потому что езиды сталкиваются с проблемами не только в Шенгале, но и везде, где живут. Если мы не объединимся, то в будущем нас разделят еще сильнее, мы столкнемся с ещё более серьезными проблемами и не сможем справиться с ассимиляцией нашего народа.

«Основные проблемы лежат в области образования»

- Какие институты самоуправления уже созданы и каковы их функции?

- Мы, ДСЖЭ, являемся частью автономной структуры самоуправления. У нас также есть свои силы безопасности, служба по надзору в сфере транспорта и дорожного движения, учреждения культуры и здравоохранения, а также молодежное движение и подобные структуры. Одна из наших главных проблем лежит в сфере образования. Хотя у нас достаточно учителей, на нашей территории мало учащихся. Поскольку в Шенгале школами руководят разные круги, родители и дети не знают, какой школе отдать предпочтение, и это создает серьезную проблему. Люди часто не знают, какой цели служат эти школы. Особенно это касается школ центрального правительства.

«На школы самоуправляемой администрации оказывается давление со стороны Ирака»

Дети – наше будущее, и они должны получать хорошее образование. Однако, мы не знаем, какой учебный план реализуется в этих школах и как подбирают учителей. Мы видим, что цель этих учебных заведений – держать езидскую общину в невежестве и неведении. В школах, о которых я говорю, детей заставляют забывать об их идентичности. При этом на школы нашей автономии оказывается давление со стороны центрального правительства Ирака. После соглашения, заключенного 9 октября 2020 года, это давление усилилось. Правительство создает нам помехи в обучении детей в соответствии с принципами езидской веры. Образование в аффилированных с правительством школах не имеет ничего общего с реальностью жизни в езидской общине. Например, в этих школах преподают только исламскую историю и арабскую географию. В школах, связанных с органами самоуправления, все обстоит иначе: образование очень близко к реальности и жизни курдско-езидской общины. То же самое можно сказать и о других учебных заведениях. Все наши учреждения организованы в соответствии с потребностями нашего сообщества.

«Местное самоуправление служит народу»

Я хотела бы привести еще один пример, связанный с местным самоуправлением. На нашей территории существует как самоуправляемый муниципалитет, так и муниципалитет центрального правительства. Последний не оказывает услуг населению, несмотря на деньги, выделяемые ему правительством, в то время как наш муниципалитет делает всё возможное для населения, несмотря на крайне ограниченные ресурсы. Сегодня, если вы отправитесь в такие места, как Ханасор, Синуне, Тиль-Эзер, Зорава или сам Шенгал, и спросите людей, какая местная администрация работает ради них, вы поймете, что я имею в виду. Люди сами говорят: «Если бы не ваш муниципалитет, у нас не было бы ни воды, ни дорог».

«ДПК сыграла решающую роль в соглашении о будущем Шенгала»

- Какова цель соглашения, заключенного 9 октября 2020 года, и какую роль в нем сыграла ДПК?

- Целью соглашения от 9 октября была ликвидация самоуправления Шенгала. Они (иракское правительство и ДПК) хотели лишить езидов воли и поставить наш народ в ситуацию, в которой он существовал накануне геноцида в 2014 году. Они сделали вид, что этой резни никогда не было, и подписали соглашение. Они сделали это потому, что знали, что самоуправляемая администрация потребует от них ответа за их роль в геноциде. Иракское правительство и ДПК понимали, что ДААЭ будет добиваться международного признания той резни геноцидом на дипломатическом уровне. Если мир признает геноцид, то те, кто помогали в совершенном преступлении и сотрудничали с преступниками, будут привлечены к ответственности. Они осознавали это и подготовили упомянутое соглашение, чтобы уничтожить наше самоуправление. Вкратце, они хотели оставить езидов под своим контролем.

«За ДПК стоит турецкое государство»

Теперь я перейду к вашему вопросу о роли ДПК: ДПК стала лидером, который шел в фарватере этого соглашения. На самом деле, иракское правительство не уверено в этом соглашении, но оно находится под давлением ДПК и Турции. Турция и ДПК использовали внутренние противоречия Ирака для давления на властей. ДПК открыто угрожает Ираку. За ней стоит турецкое государство, которое принимает решения, а ДПК занимается их реализацией. До геноцида эта партия считала себя хозяином региона. Здесь были только ее институты и военные силы. Но после предательства, совершенного во время той резни – или, скажем так, их сотрудничества, поскольку ДПК обменялась некоторыми территориями с ИГИЛ – ДПК потеряла Шенгал. Она не приняла этого факта до сегодняшнего дня. Поэтому сейчас она пытается вернуть его к «заводским настройкам», если можно так выразиться, как будто прежде не произошло ничего особенного. Но езидская община выступает против таких попыток и четко говорит «нет». Для того, чтобы Шенгал вернулся под контроль ДПК, необходимо сначала ликвидировать народное представительство, самоуправляемые структуры, выражающие волю населения. Поэтому ДПК сыграла ведущую роль в соглашении от 9 октября. Но наше население оказало огромное сопротивление этому соглашению, дав понять, что никогда не допустит его реализации. Эта борьба продолжается и по сей день.

«Рожаву и Шенгал хотят порвать на части»

- Стало ли строительство стены между Шенгалом и Рожавой частью этого соглашения? Что вы делаете по поводу строительства этого заграждения?

- На деле, ДПК и Ирак уже давно пытаются возвести здесь пограничные заграждения. Еще в 2017 году пешмерга «Рож», подготовленные турецкой разведывательной службой MIT, брались на строительство стены в Рожаве, совершив предательство в Ханасоре. Тогда население оказывало сопротивление, отправившись для этого в Ханасор. Эти пешмерга «Рож» должны были разместиться на границе между Рожавой и Шенгалом и разделить регион на части. Но им не удалось этого сделать. Впоследствии были сделаны очередные попытки разместить их там при поддержке разведывательной службы ДПК; для этого наносились и турецкие авиаудары. Когда и это не помогло, было задумано пресловутое соглашение от 9 октября. Помимо проекта строительства стены, население многих районов столкнулось с репрессиями и насилием. Против людей и самоуправляемого правительства использовались специальные военные методы, начиная от выдачи ордеров на арест представителей самоуправления и заканчивая решением о роспуске сил безопасности. Так они хотели поставить Шенгал под свой контроль. Когда им не удалось и это, было решено начать строительство стены на границе с Рожавой. Они заявляли, что эта стена будет построена, чтобы не допустить сюда ИГИЛ. Но ДПК и иракское правительство лучше многих знают, где базируется ИГИЛ и кто поддерживает этих террористов. По сути, эта стена призвана создать помехи как Рожаве, так и Шенгалу. Цель строительства этих заграждений – разорвать связь двух регионов и поставить их в ситуацию блокады. Фактически, речь идет о том, чтобы окружить Шенгал и сломить волю его народа. Связь с другими регионами прерывали и ранее. Как прежде был разделен Курдистан, так теперь хотят разорвать на части сообщество езидов, лишая его связей.

«Планы войны против Рожавы сходны с планами в отношении Шенгала»

- Почему они хотят прервать связь Шенгала с Рожавой?

- Важно подчеркнуть, что Шенгал всегда был тесно связан с Рожавой. Между нами и Рожавой существует духовная связь, и они хотят лишить нас этого тесного контакта. Наша модель самоуправления очень близка к модели самоуправления, действующей в Рожаве. Когда Шенгал оказывается в беде, Рожава приходит на помощь. Мы увидели это во время геноцида 2014 года. Бойцы из Рожавы первыми пришли нам на помощь. Мы поддерживаем тесный контакт с Рожавой, когда речь идет о том, чтобы похищенные боевиками ИГИЛ люди вернулись к своим семьям. Скажем так, Рожава и мы находимся в одной лодке. Планы войны против Рожавы аналогичны тем, что сплетены против Шенгала. Народ Рожавы относится к населению региона Шенгала с большой теплотой.

- Каковы ваши отношения с другими частями Курдистана и соседними государствами?

- У самоуправляемой администрации есть контакт с правительством Багдада. У нас, ДСЖЭ, более тесные отношения с обществом Ирака, чем с его правительством. У нас дружеские отношения с организациями в Киркуке, Багдаде и Сулеймании. Однако, никаких отношений ни между Эрбилем и правительством, ни между Эрбилем и ДСЖЭ нет. У нас сложились связи и отношения со многими странами Ближнего Востока. Помимо прочего, мы участвовали в женской конференции в Ливане, представляя ДСЖЭ.

«ДПК использует езидов, живущих в лагерях беженцев»

- Часть езидского населения по-прежнему проживает в лагерях в Рожаве и Южном Курдистане. Что вы делаете для того, чтобы вернуть их домой, в Шенгал?

- Сейчас в лагерях беженцев в Рожаве осталось очень мало курдов-езидов. Большинство из тех, кто там остались, живут в домах, и их положение в целом довольно приемлемое. В Южном Курдистане езидов больше, и большинство из них находятся в опасности. ДПК пытается помешать этим людям вернуться на свою землю в Шенгале различными способами. В сотрудничестве со спецслужбами они пытаются переправлять их в Европу. Их размещают в двухкомнатных домах без какой-либо инфраструктуры. Мы неоднократно требовали, чтобы им разрешили вернуться в Шенгал. Был даже создан комитет самоуправления по проблемам возвращения беженцев на родину, и мы делаем все возможное, чтобы помочь им найти дорогу обратно. Но ДПК продолжает вести пропаганду в духе: «Не возвращайтесь в Шенгал, там небезопасно, турецкие войска наносят удары каждый день». Это часть особой военной политики, чтобы люди не ехали домой. Конечно, мы должны относиться к этому деликатно, потому что они могут приехать и жить так же, как мы. Мы просто должны объяснить им, что это реально».

«Ситуация с безопасностью в Южном Курдистане хуже, чем в Шенгале»

Сегодняшняя ситуация с безопасностью в Южном Курдистане отличается от ситуации в Шенгале – проблема безопасности там куда серьезнее. Турецкие войска постоянно атакуют лагеря беженцев, расположенные в Южном Курдистане. В этих лагерях действует и ДПК, препятствуя организации людей, в рамках которой их можно было бы убедить вернуться. Мы прекрасно знаем, что наших друзей, которых мы отправляем туда для подобной работы, арестовывают. Но это не должно быть самооправданием для нас. Наши люди находятся в плену в этих лагерях, пока ДПК использует езидов на выборах, в дипломатии, политике и бизнесе. ДПК конфискует гуманитарную помощь, поступающую в эти лагеря извне. Её силы угрожают людям, говоря: «Если вы не проголосуете за нас, вы не получите пропитания». ДПК использует свои новостные каналы и ведет пропаганду против самоуправляемой администрации.

«Возвращайтесь домой, на землю, на которой вы выросли»

Этот вопрос очень важен, и мы должны сделать ещё больше, чтобы убедить людей, живущих в лагерях беженцев. Я хотела бы еще раз обратиться к этим людям через ваше агентство со следующим призывом: дом нельзя заменить ничем. Почему вы живете в лагерях уже семь лет, когда вас ждет достойная жизнь на собственной земле? Это очень пагубно для вас, вашей веры и Шенгала. Возвращайтесь на землю, на которой вы выросли.

* - террористическая организация, запрещена в РФ