Расстрелы и сожжения – турецкие методы войны

Турецкая армия прибегает к самым жестоким методам, подавляя курдское мирное население. Турецкие солдаты, которые подожгли семью с детьми в Вартинисе, бросали сотни мирных жителей в колодцы, наполненные кислотой.

Недавно стало известно, что турецкая армия, атаковавшая зоны обороны Мидии, основное место дислокации освободительного движения, 14 апреля 2021 года и прибегающая к любым методам ведения войны, сжигает тела своих погибших солдат.

Удивляться такому отношению к своим же военнослужащим не стоит: прежде турецкие войска неоднократно убивали, сжигали заживо мирных жителей, казнили людей путем расстрела и бомбили их в Курдистане. Турция показала себя, «наказывая» курдское гражданское население. Турецкие военные мстили мирным гражданам после того, как понесли серьезные потери в вооруженных столкновениях с курдскими партизанами.

Стоит напомнить о знаковых событиях, которые показали, как именно противник ведет военные действия в Курдистане:

Турецкие солдаты бросали мирных граждан в кислоту

Колодцы, наполненные кислотой, использовались турецкими военными на территории между Силопи и Джизре. В 1990-х годах сотрудники JİTEM (неофициальное и незаконное разведывательное управление турецкой жандармерии) бросили сотни мирных жителей, похищенных или задержанных в Ботане и Мардине, в колодцы BOTAŞ, государственной нефтепроводной корпорации, вдоль дороги из Джизре в Силопи. Сколько именно убийств мирных жителей было совершено, неизвестно до сих пор. В 2009 году после заявлений Тунджая Гюнея, информатора Абдулкадыра Айгана и ключевой фигуры в расследовании дела Эргенекона, тайной ультраправой организации, некоторые колодцы в районе Силопи города Ширнак были обследованы.

В них были найдены человеческие кости и обгоревшие, окровавленные куски ткани. Были обнаружены останки десятков людей. Свидетели и бывшие члены JİTEM рассказали, что, когда мирных жителей похищали, их останки бросали в колодцы после того, как старались растворить тела в кислоте. Семья местных жителей, потерявшая около 70 родственников в этом регионе, потребовала расследования и освещения трагедии в прессе, но через некоторое время процесс против членов JİTEM был приостановлен.

Казни путем расстрелов

13 июня 1993 года партизаны Народно-освободительной армии Курдистана атаковали пост турецкой армии в городе Гёрюмлю (Беспин, провинция Ширнак). На следующий день турецкие военные, понесшие значительные потери в ходе многочасового боя, напали на жителей, чтобы излить свой гнев. Они пытали жителей местной деревни, следуя приказам командира бригады Мете Саяра. 6 человек, включая имама деревни Ибрагима Акына, были казнены. Их расстреляли, а само поселение подожгли. Перед казнью турецкие военнослужащие надели крест на шею имама и избивали мужчину до тех пор, пока тот не потерял сознание.

Мете Саяр, «генерал-убийца» из 1990-х годов, занимал должность заместителя командующего отделом специальных операций турецкого Генерального штаба. Этот человек принимал участие во вторжении на Кипр в 1974 году, а позже признался в резне в Беспине и казни имама в интервью, опубликованном турецкой газетой Hürriyet. «Около двух месяцев назад имам одной из деревень был убит во время военной операции. Среди его вещей было найдено ожерелье с крестом, и он не был обрезан. Мы поняли, что человек, которого мы считали имамом, был армянином», – сказал Саяр. В этом интервью турецкий военный без колебаний оскорбил и армянский народ, и мусульман.

Сожжение заживо в Вартинисе

2 октября 1993 года турецкие солдаты, получившие тело своего сослуживца, унтер-офицера, погибшего в бою с бойцами Народно-освободительной армии Курдистана, проезжали через город Вартинис в Муше. Они открыли огонь в воздух, крича: «Сегодня ночью мы придем и сожжем вашу деревню».

Так они и поступили: турецкие военнослужащие подожгли деревню около 3 часов утра 3 октября 1993 года. Насир и Эшреф Огют, чей дом охватило пламя, погибли в пожаре. В ту ночь оборвались жизни 7 их детей, старшему из которых было 12, а младшему – 3 года. Эшреф была беременна. Позже Айсель Огют, единственная выжившая, подала уголовный иск.

Вскоре после этого прокуратура Муша направила дело в Суд государственной безопасности Диярбакыра (Амеда), заявив, что «ответственность за произошедший инцидент несет РПК, и это преступление представляет собой теракт». Суд закрыл дело, согласившись, что чудовищное убийство было «террористическим актом», виновники которого «не известны».

Спустя годы трое высокопоставленных военных были оправданы в ходе судебного процесса по делу о сожжениях людей в Вартинисе. Адвокаты семьи Огют, возражавшие против решения Кассационного суда, не сдавались и пошли дальше. В ходе первого слушания, состоявшегося в 1-м Высшем уголовном суде Кырыккале 21 сентября 2021 года, был выдан ордер на арест тогдашнего командира жандармерии в регионе, Бюлента Караоглу. Однако, Караоглу так и не предстал перед судом.

Убийство 9 пастухов в Южном Курдистане

В 1995 году Турция начала трансграничную операцию «Сталь», направив 35 тысяч солдат в Южный Курдистан, чтобы атаковать с четырех направлений. Однако, наступление, на которое власти возлагали большие надежды, встретило серьезное сопротивление со стороны партизан. Получив отпор, оккупанты атаковали мирных жителей Курдистана.

Во время военных действий турецкие ВВС бомбили 11 деревень, расположенных вдоль линии границы. Нередко мишенями ударов становились гражданские автомобили. В первые дни апреля армия вторжения совершила одну из самых кровавых расправ: 2 апреля 1995 года турецкие солдаты казнили 9 пастухов, убив их на открытой местности между деревнями Баверке и Бената, неподалеку от провинции Дахук. Известны имена 7 пастухов, казненных за то, что якобы оказывали помощь партизанам: Абдулкадыр Иззетхан, Исмаил Хасан Шариф, Сербест Абдулкадыр, Абдулла Карим Хусейн, Абдуррахман Мухаммед, Шариф Гули Зикри и Ахмед Феттах.

Расстрелы и сожжения похищенных граждан

В преддверии выборов 24 декабря 1995 года турецкие власти потребовали от курдского лидера Абдуллы Оджалана прекращения огня. После интенсивных боевых действий в Курдистане Оджалан объявил о прекращении огня, сделав соответствующее заявление, обнародованное MED TV 15 декабря 1995 года. Курды стремились подготовить почву для начала нового процесса мирного урегулирования. В первые дни 1996 года, после выборов, прошедших в Турции и Северном Курдистане, Анкара ответила на это прекращение огня новым кровопролитием.

12 января 1996 года турецкие военные ворвались в деревни Чевримли и Ятаган в районе Гючлюконак на территории Ширнака. Они задержали группу сельских стражей и жителей этих поселений. 15 января 1996 года некоторые из жителей были расстреляны после того, как их посадили в микроавтобус. Машину с расстрелянными людьми подожгли. Тогда погибли 11 человек из числа курдского населения. Генеральный штаб Турции, сделавший заявление после чудовищного инцидента, снова попытался возложить вину на РПК. Однако, вскоре выяснилось, что виновниками расправы были сотрудники JİTEM.

Взрыв в Пеянисе отнял 9 жизней

16 сентября 2011 года, за 4 дня до окончания срока прекращения огня, объявленного АОК, Партия мира и демократии (ПМД) должна была провести встречу с Реджепом Тайипом Эрдоганом, на тот момент занимавшим пост премьер-министра Турции. Курды намеревались продолжить перемирие. Однако, за час до назначенной встречи произошел взрыв, прогремевший ровно в тот миг, когда гражданский микроавтобус проезжал поблизости от деревни Пеянис в Хаккари. Взрывчатка, заложенная на дороге турецкими солдатами, убила 9 пассажиров – мирных граждан, ехавших в этом автобусе.

В тот же день, в соответствии с планом, представленным АОК, делегация из Анкары встретилась с Абдуллой Оджаланом в островной тюрьме на Имралы. Взрыв в Пеянисе отнял человеческие жизни в те самые минуты, когда шли переговоры курдского лидера с государственной делегацией. На встрече со своими адвокатами после случившегося инцидента Оджалан сказал: «Последний взрыв уничтожил и этот переговорный процесс».