Протесты в Южном Курдистане – не только из-за зарплат

То, что началось неделю назад в Сулеймании как протест учителей, переросло в широкое протестное движение в нескольких городах Южного Курдистана.

Южный Курдистан по-прежнему неспокоен. В нескольких его городах идут протесты. В Эрбиле органы безопасности отказались дать разрешение на публичные протесты, пытаясь предотвратить их эскалацию. В Духоке в любом случае еще с прошлого лета действует режим чрезвычайного положения. Бесчисленные активисты и учителя, которые могли бы возглавить протест, сидят в тюрьмах с августа.

Работники сферы образования дали толчок динамическому сдвигу в гражданском обществе Южного Курдистана. Стоит отметить, что почти никаких эффективных мер против распространения коронавируса не было принято здесь за последние месяцы, а школы не были открыты с началом нового учебного года, ссылаясь на пандемию. О таком решении объявили 1 ноября, заявив, что, школы планируется держать закрытыми еще месяц; позже эта мера была продлена на такой же срок начиная с 1 декабря. В ответ учителя вышли на улицы уже 2 декабря. Этот протест подавлялся при помощи органов безопасности.

По ходу событий протест ширился, меняя свою суть. Сначала в Пиремегруне, немногим позже в Сеид-Садике протестующие начали поджигать офисы политических партий. Демонстранты атаковали множество зданий. В результате по толпе открыли стрельбу, используя боевые патроны, из-за чего погибли четыре молодых человека и множество получили ранения.

Хотя протесты Южного Курдистана ассоциируются с огромными долгами в части невыплаты зарплат, нельзя считать, что этим они ограничиваются. В последние дни во главе протестов часто стоит молодежь. Они выходят на улицы не с требованиями выплаты заработанного. Очевидно, что, атакуя представителей устаревшей политической системы, они выражают свою ярость по отношению ко всей системе. Экономическая и политическая ситуация в Южном Курдистане привела к фрустрации и недовольству нового поколения. По имеющимся данным, явка на выборы в 2018 году упала до 58%. Ранее она составляла 74%, и главную роль в ее снижении сыграло недовольство молодежи.

На всем Среднем Востоке доля молодого населения по отношению к общей массе проживающих здесь людей достаточно высока, но если в среднем на этих территориях возрастная группа от 15 до 29 лет составляет 28% населения, то в Южном Курдистане 50% жителей младше 32 лет. Каждый год 24 тысячи молодых людей выпускаются из одного из 35 (в основном частных) университетов Южного Курдистана. Но несмотря на то, что в государственном секторе стало больше рабочих мест, частный сектор неспособен обеспечить работой всех выпускников высших учебных заведений. Сверх того, в любом случае университетское обучение не дает специалистов, которые нужны региональной экономике. В результате многие выпускники пополняют ряды безработных после окончания учебы или не могут найти работу в своей сфере.

По официальной информации, около четверти жителей Южного Курдистана в возрасте от 15 до 34 лет не имеют работы. Также здесь самый низкий уровень занятости среди женщин – для них ситуация выглядит еще печальнее. Общий уровень занятости среди женщин составляет 18,8% для Среднего Востока, тогда как в Южном Курдистане работа есть у 12,2% женщин. 75% из имеющих работу жительниц Южного Курдистана работают в государственном секторе, и по ним особенно тяжело ударили невыплаты заработной платы. Доля женщин среди безработного населения составляет 29%, при этом 42% безработных – молодые люди.

Исследования, проведенные компанией «Global Partners Governance» среди молодых людей, проживающих в Ираке, показали, что социальные изменения в Южном Курдистане повлияли на то, как молодежь определяет свою идентичность. Национальная идентичность, основанная на принадлежности к партиям, становится для молодых людей все менее важной. Её заменяет курдская национальная идентичность, более либеральная и гражданская. Дело в том, что большая часть молодежи этого региона настроена враждебно к политическим решениям, которые они наблюдают, что они и выражают в социальных медиа. Как и большая часть населения, молодые люди хотят единства. Разделение и раздробленность заставляют их бояться будущего, опасаться отсутствия перспектив. Текущие обстоятельства часто вынуждают молодежь Южного Курдистана уезжать за рубеж – особенно на Запад.

Молодые люди имеют огромный потенциал, для развития которого нужен правильный подход и небольшая поддержка. Эти молодые люди хотят жизни, в которой не будет политических, экономических проблем и проблем, связанных с обеспечением безопасности. Каждый день их противоречия с существующей системой углубляются. Вместо того чтобы это признать, председатель Демократической партии Курдистана (ДПК) Омид Хошнав недавно назвал протестующих «рабами, не имеющими матерей и отцов». Такое отношение только разжигает ярость молодых людей.