Погиб мужчина, совершивший самосожжение в знак протеста против изоляции

25-летний Мехмет Акар совершил самосожжение в знак протеста против изоляции курдского лидера Абдуллы Оджалана. Мужчина скончался от тяжелых ожогов в больнице.

В понедельник вечером молодой человек поджег себя в центральном районе Сур города Амед (Диярбакыр). Во вторник мужчина, идентифицированный как Мехмет Акар, скончался от тяжелых ожогов в больнице. В своей предсмертной записке он ясно дает понять, что поступил так в знак протеста против изоляции Оджалана на Имралы.

25-летний Акар прочувствовал на себе войну, которую ведет Турция. В 2019 году его семья заявила, что он был похищен «в горы». Его родные участвовали в «пикете», организованном турецкой секретной службой MIT перед зданием Демократической партии народов (ДПН) в Амеде. Несколько дней спустя сам Мехмет Акар рассказал, что его не похищали. По его словам, он не уходил в годы, а покинул родительский дом, потому что его должны были женить против его воли. Позже он также заявил, что турецкая разведка манипулировала его матерью.

Предсмертное письмо Акара: «Bijî Serok Apo»

В предсмертном письме Акара говорится: «Здравствуйте, друзья! Я хотел бы выразить свое одобрение действиям товарища Бубо. От лидера Абдуллы Оджалана нет никаких вестей. Ни его семье, ни адвокатам не разрешается видеться с ним. Заявки отклоняются без обоснования. Мы обеспокоены состоянием здоровья лидера Оджалана.

В знак протеста я подожгу себя в 21:21 в Кечи Бурджу Амеда (Козий бастион). Пусть свет огня, воспламеняющего мое тело, осветит Имралы. Надеюсь, что моя акция приведет к освобождению Абдуллы Оджалана».

Второе самосожжение за несколько дней

Самосожжению Мехмета Акара предшествовала акция Вейси (Бубо) Таша в Мардине. 12 января 2023 года 65-летний Вейси (Бубо) Таш сжег себя заживо в промышленной зоне центрального района Артуклу в провинции Мардин в знак протеста против полной изоляции курдского лидера Абдуллы Оджалана. После безуспешного лечения в больнице Таш погиб и был похоронен своей семьей. Ассоциация обществ Курдистана (АОК) так прокомментировала эту акцию: «Вейси Таш провел великую акцию и призвал наш народ, наших друзей со всего мира и демократические силы активизировать свою борьбу, пока не будут гарантированы здоровье, безопасность и свобода лидера Оджалана». Однако в то же время АОК потребовала, чтобы подобные акции не повторялись. Курдское освободительное движение неоднократно призывало не совершать самосожжения.

Семья Акара — одна из первых, которую затронула операция разведки

Хаджире Акар, мать Мехмета Акара, считается одной из первых участниц «пикета», организованного турецкой разведывательной службой перед зданием ДПН в Амеде. 22 августа 2019 года она обратилась в полицейский участок в Амеде и подала заявление о пропаже человека. Она утверждала, что ее сын был «похищен в горы». После подачи заявления она отправилась в штаб-квартиру провинциальной организации ДПН Амеда, разбила там окна и устроила сидячую забастовку. Она утверждала, что ее сын не вышел из офиса партии. Она обвинила членов ДПН в том, что они похитили ее сына в горы Агентство Anadolu (AA) и другие проправительственные СМИ сообщили об этом. Однако стало известно, что Мехмета Акара должны были принудить к браку.

23 августа 2019 года Мехмет Акар обратился в информационное агентство «Месопотамия» и заявил, что его не похищали, а он уехал, потому что его заставляли жениться на своей племяннице. Акар сообщил, что его отец Азиз Акар и старший брат Мустафа Акар насильно увезли его из дома сестры Джейлан Муташ в районе Баглар. Он рассказывал «Поскольку я отказался жениться не по своей воле, они пришли в дом моей сестры, когда я спал, и силой увезли меня в деревню. Они оскорбляли меня, забрали бумажник, мобильный телефон и деньги. Мне не позволяли выходить из дома. Я ничего не ел». Что касается участия его семьи в «пикете», то Акар сказал: «Никто меня не похищал. Эта ситуация не имеет никакого отношения к ДПН. Это в корне неправильно, что моя семья была там. Я им сказал об этом, но я определенно не вернусь к ним. Они не должны никого винить. Я ушел из дома по собственному желанию. Никто не давал мне никаких инструкций и никуда не посылал. Я никуда не уходил, я здесь. Неправильно, что моя семья продолжает там сидячую забастовку. Это не имеет никакого отношения к ДПН. Я ни от кого не завишу. Я ушел из дома сам. Моя семья не должна никого винить. Я не буду встречаться со своей семьей. Я могу сам принимать решения. Я отказывают жениться по принуждению».

«Пикет»

Несмотря на эти манипуляции полиции, которые стали достоянием общественности, другие семьи продолжают свою сидячую акцию протеста перед штаб-квартирой ДПН. Партия с самого начала заявляла, что этот протест был организован государством. Теперь выяснилось, что турецкие силы безопасности оказывают давление на родителей, которые сообщают о пропаже детей, или семьи партизан, чтобы вынудить их участвовать в «пикете». Им обещают выплаты и другие льготы, если они будут протестов у здания ДПН. Протестующие нападают на тех, кто заходит в штаб-квартиру. Эти инциденты происходят на глазах у полиции. Любое сопротивление — это предлог для полицейского насилия.

Заместитель министра внутренних дел принял участие в церемонии принудительного бракосочетания

Согласно отчету, Акар был арестован и восемь дней содержался в полицейском участке Амеда. Затем его отпустили под домашний арест с электронным браслетом на ноге. Семья воспользовалась его положением и 19 октября 2019 года женила парня против его воли. На свадьбе присутствовали заместитель министра внутренних дел Мухтерем Индже, бывший губернатор Амеда Хасан Басри Гюзелоглу, бывший губернатор округа Сур Абдулла Чифчи и бывший региональный председатель ПСР Сулейман Сердар Будак. Правительственные чиновники также утверждали в то время, что они дали Мехмету Акару работу. Но стало известно, что он работал таксистом.