Силы специального назначения ДПК (Демократической партии Курдистана) уже некоторое время действуют в районе города Шеладизе близ Амадии. Согласно источникам, близким к ДПК, их целью является партизанский район Речбираха в регионе Зап. Тем временем стало ясно, какой план разработала турецкая разведывательная служба НРО (Национальной разведывательной организацией Турции) для этого региона вместе с ДПК.
Согласно этому плану, ДПК пообещала финансовые выгоды ведущим деятелям племен региона путем создания нового пограничного перехода в районе Гевер (тур. Юксекова) провинции Джоламерг. Необходимым условием для этого является размещение подразделений ДПК в Речбирахе. ДПК хочет, чтобы племена взяли на себя обязательство выступить против партизан. По другую сторону границы турецкая разведывательная служба НРО проводит такие же переговоры с лидерами племен северного Курдистана.
Три пункта пересечения турецко-иракской границы
В Бехдинане вдоль турецко-иракской границы есть три контрольно-пропускных пункта: Ибрагим Халил, Серзер и Зете. Официальный пограничный переход Ибрагим Халил ведет из Силопи, Ширнак через реку Хабур в Захо и Духок. Серзер является связующим звеном между Чукурджа на севере и Кани Маси на юге и служит только для обеспечения материально-технического снабжения турецкой военной базы в Кани Маси. То же самое относится и к переходу Зете между Дереджиком и Мерджесором, через который осуществляется снабжение турецкой базы, созданной в Леликане в 2018 году.
Итак, какой же цели будет служить новый пограничный переход, продвигаемый ДПК и НРО? Какую пользу это принесет жителям региона?
Очевидно, что этот план направлен исключительно на укрепление существующей оккупации и придание ей официального вида. Строительство дороги длиной в сотни километров от Шеладизе до Гевера по непроходимой местности уже обошлось бы в миллионы долларов.
Кроме того, ДПК ранее пыталась привлечь силы населения для обеспечения безопасности этого маршрута. Таким образом, целью является не экономическая выгода, а скорее создание колонии. План можно резюмировать следующим образом: ваша земля будет занята, с вас будут взиматься налоги на строительство дорог, вам будет предоставлено оружие для обеспечения безопасности, с помощью которого вы будете сражаться с партизанами, и вся природа будет эксплуатироваться. Так в чем же выгода? Идет ли речь о пользе или вреде, решает каждый человек.
Туризм в долине Балинда?
Еще одним важным моментом является обещание открыть долину Балинда и окрестности Чемчо для туризма. Начиная с 2016 года турецкое государство наносило массированные авиаудары по гражданскому населению в Шеладизе от долины Балинда через Речбираху до деревень Кунишка, Киньяниш, Мерванос и Нерве, в результате чего погибли десятки людей. В указанных районах нет постоянно населенных мест проживания людей. Люди приезжали туда летом за медом, виноградом, грецкими орехами и пастбищами для своих сельскохозяйственных животных, несмотря на турецкие авиаудары. После восстаний 2019 года в Шеладизе ДПК даже запретила доступ в долину Балинда. С тех пор как ДПК установила пост Асаиш (местных сил безопасности) у входа в долину, там вообще не безопасно. Население серьезно обеспокоено этим, и ДПК предпринимает всевозможные махинации, чтобы воспользоваться этим. Утверждение, что этот район будет использоваться для туризма и что только присутствие партизан препятствует этому проекту, должно организовать население против партизан, и здесь также должна быть внедрена система, подобная системе деревенской охраны в Турции.
Завербованы ДПК, оплачиваются турецким государством
После протестов в Шеладизе в июле 2020 года против регионального правительства Омар Орейи, сотрудник ДПК, отвечающий за Амадию, поговорил с лидерами местных племен и сказал впоследствии: «Местная молодежь не имеет работы и имеет большие мечты. Без денег они обвиняют правительство в своей безработице. Мы договорились о формуле решения этого вопроса и можем решить проблему, создав дополнительный батальон для пешмерга из этой молодежи». Это довольно абсурдно, поскольку большинство жителей региона все равно были членами пешмерга до этого заявления и протестовали, потому что они не получали зарплату почти два года. Позже выяснилось, что система охраны деревень на юге должна была быть внедрена ДПК и оплачена турецким государством.
То, что происходит сейчас, - это еще одна версия той же игры. Турецкое государство никогда не бывает щедрым по отношению к курдам; пример Африна у всех перед глазами. Если эта территория будет полностью занята, все природные ресурсы будут разграблены в тот же день. Это необходимо принимать в расчет. Я надеюсь, что племена в Шеладизе разберутся в ситуации и не станут частью этого плана.