Курдистан

Опубликована итоговая декларация Экологической конференции в Рожаве

В апреле в Камышло прошла конференция «Экология в демократической современности – от сопротивления к построению: перспективы, возможности и вызовы».

26–27 апреля в Камышло, Рожава, прошла конференция «Экология в демократической современности – от сопротивления к построению: перспективы, возможности и вызовы».

Организаторы опубликовали итоговую декларацию, которая разделена на две главы: принципы и политика.

В первой части перечислен ряд принципов.

  1. Наша конференция осудила то, что курдский лидер Абдулла Оджалан уже 25 лет находится в тюрьме в одиночном заключении. Мы подтверждаем, что освобождение лидера Оджалана – основная цель всей нашей работы. Мы призывает к более активной международной солидарности. Экологическое и демократическое социальное строительство – основа духовной и антиколониальной борьбы Оджалана против изоляции.
  2. Современная капиталистическая государственная система поставила землю на грань уничтожения. Колониальная и капиталистическая логика угрожает природе и обществу систематическим экоцидом и геноцидом. Климатический кризис, войны за энергетические ресурсы, имперские интервенции на Глобальном Юге, международные масштабы нищеты и голода, массовая миграция и усиление правых тоталитарных режимов свидетельствуют о серьезности угрозы вымирания. Цель нашей конференции – построение демократического и экологического общества. Мы призываем к международной антиколониальной и антикапиталистической борьбе.
  3. Конференция охватывает религиозное, философское и интеллектуальное наследие народов Месопотамии и Курдистана и их системы верований, которые берут свое начало в естественном обществе, для которого природа священна, а отношения человека с окружающим миром устойчивы и строятся на уважении. Мы хотим использовать эти экологические ценности в современной освободительной борьбе, поэтому мы открываем возможности для их возрождения как ключевых элементов демократической современности. В этом контексте конференция отвергает колониальную, евроцентристскую и государственническую эпистемологию и сциентизм, а вместе этого подчеркивает важность объединения всех участников борьбы и обмена богатыми знаниями и опытом человечества и природы. С учетом этого опыта нам необходимо переосмыслить современную науку и технологии. Политика в области управления водными и земельными ресурсами, сельского хозяйства, животноводства и агрономии должна основываться на таком понимании.
  4. Конференция выступает за самоуправляемые, устойчивые экогорода с децентрализованным и автономным правительством как альтернативу раковым опухолям мегаполисов капиталистической современности. Нужно поддерживать сельских жителей – как в плане организации производства, так и с точки зрения развития инфраструктуры.
  5. Экологическая парадигма отвергает все войны господствующих классов и все формы колониализма. Турецкая оккупация Курдистана и война в Рожаве, северной и южном Курдистане ведут к постоянному и многоаспектному разрушению общества и природы. Сирийский и иранский режимы, цель которых – дестабилизировать ситуацию в северо-восточной Сирии, не ослабевают свои атаки.
  6. Систематическое перемещение населения и этнические чистки в Африне, уничтожение оливковых деревьев, экспроприация земель, декурдификация региона и разрушение его исторической и культурной структуры – это примеры того, как экоцид и геноцид переплетаются в Курдистане как главные направления политики колониальных государств региона. Мы осуждаем геноцид и экоцид против народа и природы Палестины. Мы призываем все народы проявить солидарность против геноцида и экоцида в Курдистане и Палестине и усилить борьбу с этими массовыми убийствами и разрушениями.
  7. Господство над природой коренится в господстве и эксплуатации человека над человечеком. Поэтому защита природы требует построения демократического и экологического общества. Конференция направлена на разрушение структур эксплуатации, опирающихся на гендерных, классовых, этнических и религиозных различиях. Мы хотим добиться того, чтобы все имели доступ к земельным, водным и энергетическим ресурсам. Наша цель – коллективная эко-экономика и демократическое самоуправление общественным богатством посредством общин и собраний.
  8. Конференция признает насущную необходимость правовых и политических гарантий права на сохранение гор, лесов и рек, а также всех живых существ в экосистемах, которые зависят от них.
  9. Мы отвергаем колониальные, расистские, националистические, религиозные, государственнические, прогрессистские/индустриальные, сексистские идеологии как фундаментальный критерий нравственного и политического общества. Мы не признает монистические и инженерные проекты в отношении общества и природы. Участники конференции признают и поддерживают общественные различия и биологическое разнообразие. Наша цель – построение демократической, экологической и ориентированной на освобождение женщин парадигмы, сформулированной Абдуллой Оджаланом. Соответственно, Автономная администрация северной и восточной Сирии/Рожавы опирается на экологическую перспективу и работает в соответствии с ней.
  10. Основанная на принципах демократической нации и экологического общества, конференция рассматривает защиту курдского народа и других этнических и религиозных меньшинств как антиколониальную, основанную на антикапиталистической интернациональной борьбе против посягательств капиталистов и государства на природу и направлена на организацию солидарности и коллективного сопротивления.
  11. Систематический экоцид в Курдистане, законы и практика в отношении земли, воды и лесов носят политический характер и являются инструментом уничтожения курдов. В этом смысле экоцид в Курдистане не только демонстрирует типичный для национального государства девелопментализм или эксплуатацию со стороны капиталистических корпораций, но и используется как способ уничтожения/культурного геноцида (систематическое и повсеместное лишение собственности, перемещение, замедление развития/разрушение социально-экономической структуры, ассимиляция и т.д.).
  12. Вместо раковых опухолей мегаполисов необходимо восстановить баланс между городскими и сельскими поселениями. Необходимо развивать естественную сельскую экономику, основанную на экологическом сельском хозяйстве. Сельское хозяйство – социально-экономическая основа жизни курдов, особенно в Рожаве. Таким образом, политика в отношении водных и земельных ресурсов важна в процессе деколонизации и/или освобождения.

Во второй части декларации кратко излагается предложенная политика.

  1. Для борьбы с политикой экоцида и засухой, вызванной климатическим кризисом, необходимо создать эффективные институты и организации, а также сформировать Экологическую платформу Курдистана и международную сеть солидарности. С этой целью наша Конференция предлагает создать координационный орган во главе с Экологическим советом Рожавы и Экологическим комитетом Европы. Эти институты должна охватывать экологические движения, ассоциации, активистов и исследователей из четырех частей Курдистана и курдской диаспоры. Они будут направлены на создание коллективной борьбы и органических сетей солидарности и обмена с антисистемными движениями по всему миру, включая движения и народы стран Глобального Юга, разделяющие общую судьбу.
  2. Конференция инициирует меры против энергетических монополий и экстрактивизма, разрушающих социальную и экономическую структуру. Она отвергает промышленную эксплуатацию, основанную на прибыли и конкуренции. Мы стремимся разработать экотехнологии для удовлетворения социальных потребностей. Мы отвергает любые формы производства, не основанные на экологическом балансе. В северо-восточной Сирии (Рожаве) нет нефтеперерабатывающей системы из-за колониальной политики сирийского режима по отношению к этому региону по принципу «центр-периферия». Таким образом, существующие примитивные методы переработки нефти для бытовых нужд и потребления приводят к загрязнению почвы и воды и представляют серьезную угрозу для здоровья населения. Экологический совет и власти Рожавы приняли необходимые меры для безопасного перехода.
  3. Признавая, что важнейшей задачей построения общества является формирование мировоззрения, мы непременно несем ответственность за развитие экологического сознания во всех сферах и за подготовку всех учебных программ.
  4. Для Турции доступ к воде стал оружием против северо-восточной Сирии/Рожавы. Поэтому армия постоянно провоцирует перебои с водоснабжением. Невозможность получить доступ к воде для бытовых и сельскохозяйственных нужд – это один из крупнейших гуманитарных и экологических кризисов в регионе. Нужно расширить международные кампании против этой ситуации. Были внедрены технологии выращивания засухоустойчивых культур, лесовосстановления, методы сбора воды и экологически безопасные системы орошения. Дальнейшее распространение этих политик и практик – это нравственный принцип всей нашей институциональной и организационной структуры.
  5. Мы действуем, осознавая, что плотины и гидроэлектростанции в принципе не являются решением проблем сельского хозяйства, продовольствия и энергетики. Плотины и гидроэлектростанции (ГЭС) разрушают жизнь поселений, расположившихся вдоль рек, а также культуру и природу, которые развивались тысячелетиями.
  6. Не менее важным, чем лесовосстановление в населенных пунктах, является восстановление (освоение) лесов и водно-болотных угодий за пределами городских центров и обеспечение их взаимосвязи. Таким образом можно добиться некоторого увеличения количества осадков, которое сокращалось из-за климатического кризиса. Агролесомелиорация продолжает расширяться, и выбор эндемичных видов и засухоустойчивых растений соответствует нашим эколого-экономическим воззрениям.
  7. Необходимо провести технико-экономическое обоснование развития экологического и натурального сельского хозяйства в условиях иммиграции/перемещения населения и экономического краха в сельской местности.
  8. Предпочтение следует отдавать местным/естественным видам растений и животных, устойчивым к изменениям окружающей среды. Во всех населенных пунктах должны быть созданы центры по сохранению биоразнообразия и местные семеноводческие центры, организованные как органы стратегического значения.
  9. Кооперативы, мелкомасштабные модели сельскохозяйственного и животноводческого производства, которые не эксплуатируют природу, а охраняют и поддерживают ее, должны получить поддержку и рассматриваться как компонент природоохранного процесса.