Намир Халаф Дарвиш, известный в своих кругах как просто дядя Намир, родом из деревни Тель Азиз. Он родился в 1942 году. Намир Халаф родом из езидского клана «Факира Зарур», из деревни Хирбати Кавала.
Дядя Намир очень жизнерадостный и добрый человек. Сейчас ему 79 лет. В настоящее время он живет в деревне Тель Азизе, к югу от горы Шенгал.
Истории пожилых людей всегда вызывают ощущение, словно вы попали в большую библиотеку, которая хранит в себе множество разных рассказов, историй, романов и впечатлений. Дядя Намир может поведать о долгой истории региона, он словно живая библиотека. И его рассказ о последнем геноциде в Шенгале – это то, о чем мы сейчас хотим поговорить.
Дядя Намир, несмотря на свой преклонный возраст, все еще очень энергичен. Он принял нас в большой комнате. Несмотря на июльскую жару, мы выпили с ним по чашке чаю, прежде чем завели разговор о том, за что они боролись во время геноцида 2014 года.
Когда езиды сблизились с Мустафой Барзани...
Дядя Намир рассказал нам о том, чему подвергались езиды. Он говорит, что 50-60 лет назад езидская община поддерживала Демократическую партию Курдистана, поэтому их преследовала партия БААС в Ираке.
Партия Баас потребовала, чтобы езидские солдаты сдали все свое оружие, и в течение одного дня они забрали у них 1 500 единиц оружия, а через два месяца они усилили свои действия против них. Они образовали 14 соединений вокруг одних только езидов, отрезав от них пресную воду. Таким образом, езиды были введены в осаду.
Дядя Намир рассказал, что тогда режим БААС сказал им: «Езиды не должны пить питьевую воду Ирака». Он указал, что все эти действия со стороны БААС были вызваны близостью езидов к Мустафе Барзани.
Он заявил, что каждой семье дали всего 400 иракских динаров, а после этого отправили их в пустыню (то есть в комплексы, которые были созданы после того, как их изгнали из своих деревень). В этих комплексах они очень страдали, там были нечеловеческие условия жизни, дети задыхались от тяжести пыли.
И все это было из-за поддержки Демократической партии Курдистана (ДПК), которая потом бросила их. В то время езиды принесли в жертву 1 500 своих павших героев во многих сражениях. Дядя Намир также прокомментировал соглашение Демократической партии Курдистана и иракского правительства против Шенгала.
Они убивали тех, кто отказывался принимать ислам
Кто бы ни слушал рассказы дяди Намира, это произведет на него большое впечатление. Особенно, когда он расскажет о том, как ДПК, которую они поддерживали, показала свое истинное лицо. Он сказал: «Турки были против нас, пешмерга Демократической партии Курдистана сбежала из Шенгала. Они собрали оружие в этом районе и бросили нас».
Дядя Намир сказал: «Сегодня Барзани снова стали против нас. Их дети идут по стопам своих отцов. Масуд Барзани снова против езидов. Он сам сказал: «Езиды должны стать мусульманами, а не курдами». Однако никто не может указывать нам, какой религии следовать. Недопустимо заставлять кого-либо насильно переходить в другую религию. Бог не повелел этого. Бог призвал нас придерживаться учения нашей религии, и когда наши внуки удовлетворены нашей религией, которую мы выбрали, Бог доволен нами».
Мы создадим нашу собственную историю
Дядя Намир рассказал, что только в начале геноцида 2014 года, когда наёмники террористической организации ИГИЛ(запрещена в РФ) напали на них, они боялись их. До нападения наёмников ИГИЛ дядя Намир жил в деревне Хирби Кавала, к востоку от Тель Азиза. Это было не так далеко от нее, дома двух деревень находились рядом.
Он указал, что они осознали всю серьезность ситуации еще до того, как наёмники ИГИЛ пришли в их деревню. Тогда жители деревни вырыли 40 траншей, каждая из которых вмещала двух или трех человек, вдоль одной из земель Хирби Кавала. Рытье траншей продолжалось 40 дней подряд. Затем они тщательно их скрыли.
Рытье траншей курировал Бир Циро. Он пояснял, что, когда машины наёмников приблизятся к траншеям, должна начаться атака, указав, что танки также должны быть приняты во внимание, чтобы в случае бомбардировки траншей план провалился.
Дядя Намир также упомянул о разговоре между ними во время подготовки сопротивления.
Вот какой у них случился разговор.
Дядя Намир: Вы же знаете, что они не оставят ни одного из нас в живых. Все, кто вокруг нас, тоже не придут на помощь, потому что им важны только деньги, предложенные Барзани. Они не придут нам помогать.
Бир Циро: Да. Рядом с нами находится оплот ИГИЛ. И рассчитывать на помощь особо неоткуда. Нам ничего не остается, кроме того, чтобы творить свою собственную историю.
И когда ночью наемники террористической организации ИГИЛ выпустили первые несколько пуль, они поняли, что там есть траншеи и не осмелились приблизиться к окопам.
Утром они также не смогли близко подойти, потому что боялись траншей.
Боевики ИГИЛ направились в деревню Карзарк, которая находится всего в полукилометре от Тель Азиза, а большинство ее жителей – выходцы из клана «Кирани».
По словам дяди Намира, во время нападения наёмников-террористов ИГИЛ на киранийцев, они не покидали свои оборонительные рубежи в траншеях, опасаясь, что наёмники ИГИЛ воспользуются этим и начнут атаку на Тель Азиз. Он подтвердил, что они видели, как 12 машин, полных наёмников ИГИЛ, направлялись в Карзарк.
Они приняли твердое решение противостоять наёмникам ИГИЛ до конца. Он продолжил: «Каждая минута была как час, а часы тянулись очень долго, словно вечность. День как будто не заканчивался. Мы были напряжены из-за того, что должно было произойти, каждый наш орган осязания был активен 24/7».
Поздно ночью дядя Намир и его люди услышали сильный шум, доносившийся из Тель Азиза. Звук был очень близко от них, они снова начали наблюдать за тем, что находится вокруг них, но никто не появился.
Затем взошло солнце, осветив все вокруг них. Им кто-то позвонил и сказал: «Приходите, мы находимся в соседней деревне Джадала, мужчины рядом с нами тоже ушли».
По словам дяди Намира, павший герой Алияс очень старался отогнать их оттуда на машинах и тракторах, но они не поехали.
По словам дяди Намира, между ним и павшим героем Алиасом состоялся следующий разговор:
Алиас: Давай пойдем.
Намир: Я не пойду.
Алияс: Почему ты не пойдешь?
Намир: Клянусь Богом, я не спущусь с этого холма, даже если меня здесь убьют.
Алиас: Мы не пойдем без тебя.
Намир: Как ты можешь не пойти? Вы будете захвачены ИГИЛ.
Алиас: Мы клянемся, что тоже не пойдем.
По его словам, он направился к машине, чтобы спасти то, что там осталось.
Он сказал, что пообещал не покидать своего места, добавив: «Я не покину свое место живым. Мой дед сказал мне, что если ты останешься на своем месте, на тебя нападут десять человек, девять из них умрут. Никогда не оставляй своих товарищей в трудную минуту».
Дядя Намир и те, кто был с ним, все покинули деревню Кирби Кавала и спаслись. Через некоторое время наёмники террористической организации ИГИЛ вошли в деревню, но там никого не было. Вся деревня была эвакуирована благодаря вырытым траншеям, так что ИГИЛ был побежден.
Во время нападения ИГИЛ на деревню была совершена большая резня. До сих пор вокруг деревни все еще обнаруживается множество массовых захоронений, последствия геноцида все еще живы, как будто это было вчера. Некоторым людям из Шенгала повезло, и они спаслись от жестокости ИГИЛ.
Дядя Намир и те, кто был с ним, прибыли на гору. Затем они направились по гуманитарному коридору к Дерику в Рожаве, но он мог ждать только 20 дней вдали от Шенгала.
За двадцать дней, которые он провел в Дерике, он очень скучал по Шенгалу. Он подумал, что около тысячи семей его клана Заро все еще застряли в горах, и что они будут винить его. Так он решил вернуться на свою землю.
С группой мужчин и молодых людей они оставили 18 палаток своих семей в Дерике и направились обратно в Шенгал. Они добрались до деревни Курси, недалеко от Зардашти, на вершине Шенгала. В то время партизанские отряды еще не достигли этой деревни. Там они установили для себя палатки.
Без помощи Рабочей партии Курдистана никто бы не спасся
Несомненно, надежды езидов на спасение со стороны окружающих были напрасны. Все они были против езидов.
Когда 3 августа 2014 года наёмники ИГИЛ напали на езидов в Шенгале, произошла большая трагедия. Это был геноцид. Немногие остались в живых. Многие заблудились по пути, они сами покинули Шенгал и до сих пор не вернулись.
Когда дядя Намир рассказывает о тех днях, боль и печаль сопровождают его речь. Он говорит, что, если бы они опоздали после этого, никто не выжил.
Он сказал: «В этом геноциде мы бы почти все умерли от голода или жажды. Но к нам пришли товарищи (имеются в виду партизаны). Они открыли нам путь в Рожаву. Некоторые из нас ничего не ели в течение двух дней. Мы не ждали, что сможем благополучно добраться до Дерика.
А теперь они спрашивают, почему мы поддерживаем Рабочую партию Курдистана. Как же мы можем отказать им в помощи, если они были теми, кто спас нас от смерти. Именно они единственные пришли нам на помощь в тот момент, когда все остальные силы, которые должны были нас защитить, сбежали».
Мы должны объединиться
На протяжении всей истории езиды подвергались сотням кампаний геноцидов, однако официально задокументировано только 74.
То, чему подверглась езидская община, привело к большому расколу среди общины. Чем больше этот раскол, тем сильнее боль.
Дядя Намир указал, что разделение является основной причиной страданий езидов. Он также указал, что разобщенность со своей же общиной только блокирует путь к свободе и создает разногласия.
Когда дядя Намир говорит о существующем расколе езидской общины, он обращает внимание на практику некоторых сил. Он говорил: «Для того чтобы езиды жили жизнью, полной любви, они должны поддерживать друг друга и объединять свои ряды против всех, кто пытается уничтожить их язык, культуру и веру».